Новости школы

Групповой чат

Занятие 9. Форма наставничества «учитель – учитель»

Описание формы наставничества: предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом (сотрудником), оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Цели и задачи формы наставничества: 

  • цель – успешное закрепление на месте работы или в должности молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне;
  • задачи взаимодействия: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления педагога; сформировать сообщество образовательной организации (как часть педагогического).

Ожидаемые результаты правильной организации работы наставников:  

  • высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в профессиональную работу, культурную жизнь образовательной организации (предприятия), усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов, что окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в организации;
  • наставляемые сотрудники получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Оцениваемые результаты:

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;  
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);  
  • качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);  
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;  
  • рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста. 

Графическое представление взаимодействия представлено на рисунке.

Портреты участников

Возможные варианты программы: вариации ролевых моделей внутри формы могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.

На предприятиях реального сектора такая форма взаимодействия может принимать аналогичные пары, например, взаимодействия «опытный специалист – молодой специалист», «лидер профессионального сообщества – специалист (профессионал), испытывающий проблемы», «специалист-новатор –специалист-консерватор», «опытный рабочий – неопытный рабочий». 

Области применения в рамках образовательной программы:  

  • как часть реализации программы повышения квалификации в организациях, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и образовательным программам среднего профессионального образования;
  • создание широких педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.