Новости школы

Групповой чат

Занятие 5. Организация наставничества в образовательной организации

Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ, при участии во внедрении целевой модели наставничества:  

  • участие в организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы наставнических программ, реализации кадровой политики;  
  • участие в осуществлении персонифицированного учета детей и молодежи, участвующих в наставнических программах;  
  • обеспечение формирования баз данных наставнических программ и лучших практик;  
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 

Организация наставничества в образовательной организации предполагает утверждение необходимых документов, а также определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством. Положение о наставничестве в образовательной организации является организационной основой для внедрения наставничества, определяет формы наставничества, ответственность, права и обязанности, а также функции различных участников процесса наставничества. 

В типовое положение могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие специфику образовательной организации и функций участников, необходимый уровень компетенций кураторов и наставников, влияющих на реализацию наставничества. Процесс реализации целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает разработку и издание ряда распорядительных документов:  

  • принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации;  
  • заседания Педагогического совета организации;  
  • формирование и утверждение Плана реализации программы наставничества;  
  • разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение распорядительным актом;  
  • приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в образовательной организации;  приказ о закреплении наставнических пар (групп). 

Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации предусматривает, независимо от форм наставничества , три главные роли: 

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 
  3. Куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. 

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: 

  • базы наставляемых, осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях подростков - будущих участников программы; 
  • базы наставников. 

Куратор назначается решением руководителя образовательной организации, планирующей реализовать целевую модель наставничества. Куратором может стать представитель образовательной организации, представитель организации-партнера программы, представитель региональной НКО, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, волонтерства, образования и воспитания подростков. 

В задачи куратора входит:

  • сбор и работа с базой наставников и наставляемых, 
  • организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, 
  • решение организационных вопросов, 
  • мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных, причастных к программе, лиц.

Наставниками могут быть учащиеся образовательной организации, студенты, представители сообществ выпускников образовательной организации, педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, НКО и иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества. 

Куратор осуществляет формирование и ведение базы наставников при условии их соответствия критериям психологической, педагогической и, для некоторых форм, профессиональной подготовки и прохождения ими обучения. Наставляемым может стать любой обучающийся по программам среднего общего (рекомендуются учащиеся 6-11 классов) и среднего профессионального образования на условиях свободного вхождения в выбранную программу.