Новости школы

Групповой чат

Занятие 13. Этапы реализации программы наставничества в образовательной организации

Этапы реализации программы наставничества представлены в таблице.

Этап Работа с внутренней средой  Работа с внешней средой
Подготовка условий для запуска программы наставничества - Обеспечить нормативно-правовое оформление программы наставничества; 

- информировать коллектив и обучающихся о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов, молодых специалистов; 

- сформировать команду и выбрать куратора, отвечающих за реализацию программы; 

- определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты; 

- сформировать дорожную карту внедрения целевой модели наставничества, определить необходимые для реализации ресурсы - внутренние и внешние

- Определить заинтересованные в наставничестве аудитории в зависимости от выбранной формы наставничества; 

- информировать аудитории через целевые медиа о возможностях программы наставничества, планируемых результатах и вариантах участия

Формирование базы наставляемых - Информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы; 

- организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты), в том числе сбор запросов наставляемых к программе; 

- включить собранные данные в базу наставников, а также в систему мониторинга влияния программы на наставляемых

Формирование базы наставников - Информировать коллектив, обучающихся и их родителей, педагогов и молодых специалистов о запуске; 

- собрать данные о потенциальных наставниках из числа педагогов и обучающихся

- Взаимодействовать с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях с целью найти потенциальных наставников; 

- мотивировать наставников

Отбор и обучение наставников - Разработать критерии отбора наставников под собранные запросы; 

- организовать отбор и обучение наставников 

- Привлечь психологов, сотрудников педагогических вузов, менторов к отбору и обучению наставников; 

- найти ресурсы для организации обучения (через некоммерческие организации, предприятия, гранты, конкурсы)

Формирование наставнических пар или групп - Разработать инструменты и организовать встречи для формирования пар или групп; 

- обеспечить психологическое сопровождение наставляемым, не сформировавшим пару или группу, продолжить поиск наставника

Привлечь психологов, волонтеров, сотрудников педагогических вузов к формированию пар или групп
Организация работы наставнических пар или групп  - Выбрать форматы взаимодействия для каждой пары или группы; 

- проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач на конкретные периоды; 

- при необходимости предоставить наставникам методические рекомендации и/или материалы по взаимодействию с наставляемым(и); 

- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы; 

- собрать данные от наставляемых для мониторинга влияния программы на их показатели; - разработать систему поощрений наставников

Промежуточные результаты программы транслировать партнерам программы и медиа для актуализации и потенциального вовлечения в будущий цикл программы
Завершение наставничества - Организовать сбор обратной связи наставляемых, провести рефлексию, подвести итоги мониторинга влияния программы на наставляемых; 

- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы; 

- реализовать систему поощрений наставников; 

- организовать праздничное событие для представления результатов наставничества, чествования лучших наставников и популяризации лучших кейсов; 

- сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе включая завершивших программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли 

- Привлечь сотрудников педагогических институтов, психологов к оценке результатов наставничества; 

- пригласить представителей бизнес-сообщества, образовательных организаций, НКО, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, выпускников на итоговое мероприятие; 

- популяризировать лучшие практики и примеры наставничества через медиа, участников, партнеров

 

Этап подготовки условий для запуска программы наставничества 

Первый этап направлен на создание благоприятных условий для запуска программы наставничества, его задачи:  

  • получить поддержку концепции наставничества внутри и вне организации;  
  • собрать предварительные запросы от потенциальных наставляемых и выбрать соответствующие этим запросам аудитории для поиска наставников. 

Этап имеет стратегическое значение и задает вектор всей программе наставничества. Успех программы будет зависеть от того, насколько точно на первом этапе будут определены цели и задачи программы наставничества, подобрана ответственная за ее реализацию команда, определены потенциальные внешние аудитории для поиска наставников. 

На этом этапе (как и на завершающем этапе программы) особую роль играет публичность, информационное продвижение наставничества. Внутри образовательной организации эта работа позволит сформировать мотивированную команду и выбрать куратора программы, которые будут в полной мере разделять ценности и понимать цели наставничества. Правильное информирование поможет выявить запросы от потенциальных наставляемых – педагогов и обучающихся – и выбрать формы наставничества, чьи ролевые модели подходят для реализации задач.

На внешнем контуре информационная работа направлена на привлечение внешних ресурсов к реализации программы (потенциальные наставники, социальные партнеры, волонтеры и т.д.).

Результат этапа: дорожная карта внедрения целевой модели наставничества, в которой прописан поэтапный ход работ и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т.д.) и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние).

Этап формирования базы наставляемых 

Основная задача этапа заключается в выявлении конкретных проблем обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества. Среди таких проблем могут быть низкая успеваемость, буллинг, текучка кадров, отсутствие мотивации у обучающихся, отсутствие внеурочной и досуговой составляющей в жизни организации, низкие карьерные ожидания у педагогов, подавленность подростков из-за неопределенных перспектив и ценностной дезориентации и т.д. 

Работа на этапе сфокусирована на внутреннем контуре – на взаимодействии с коллективом и обучающимися. Важнейшим этапом является проведение мотивационных бесед с возможным приглашением потенциальных наставников, участников предыдущих программ наставничества, описание целей, задач и возможных результатов участия в программе наставничества для самих наставляемых, принципах безопасной коммуникации.

Дефицит наставляемых не может быть компенсирован директивным причислением обучающихся или педагогов к программе наставничества, так как в основе самой целевой модели находится принцип добровольности и осознанности. Для мотивационных мероприятий, анализа собранных данных может потребоваться привлечение внешних специалистов (психологов, методистов, представителей компаний, занимающихся тестированием навыков и составлением психологического портрета и т.д.).

Обязательным условием данного этапа программы наставничества является заполнение наставляемым или его законным представителем согласия на обработку персональных данных. 

Значимая часть работы посвящена мониторингу, который на этом этапе заключается в сборе и систематизации запросов от потенциальных наставляемых. Эти данные станут основой для мониторинга влияния программы на наставляемых, измерения динамики изменений. Для составления полной картины следует выделить основные направления сбора данных, в частности: академические успехи, развитие компетенций, личностные характеристики. 

Рекомендуется использовать разные каналы получения данных: интервью с родителями и классными руководителями, профориентационные тесты, методики определения самооценки, уровня тревожности, уровня развития метанавыков и другие.

Результат этапа: сформированная база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.

Этап формирования базы наставников

Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников. Для решения этой задачи понадобится работа как с внутренним, так и с внешним контуром связей образовательной организации. Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы наставников из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций); 
  • педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа:

  • выпускников, заинтересованных в поддержке своей alma mater, а также выпускников иных образовательных организаций, изъявляющих желание принять участие в программе;
  • сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров (возможно пересечение с выпускниками);
  • успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
  • сотрудников некоммерческих организаций и участников региональных социальных проектов, возможно, с уже имеющимся опытом участия в программах наставничества;
  • представителей других организаций, с которыми есть партнерские связи.

Работа состоит из двух важных блоков: информирование и сбор данных. Блок информационных работ готовит основу для того, чтобы выявить кандидатов в наставники и перейти к сбору данных.

Информирование включает:

  • распространение информации о целях и задачах программы, ее принципах и планируемых результатах;  
  • взаимодействие с аудиториями на профильных мероприятиях или при личных встречах;  
  • мотивирование, рассказ о тех возможностях, которые открывает потенциальному наставнику участие в программе (повышение социального статуса, личный рост, привлечение перспективных кадров, развитие собственных гибких навыков).

По окончании данной работы у образовательной организации должны быть сформированы три основные базы (четвертой вариацией является база учеников для формы наставничества "ученик - ученик"): 

  • база выпускников: включает успешных выпускников, по возможности трудоустроенных, имеющих мотивацию оказать разностороннюю поддержку своей родной образовательной организации и положительный опыт взаимодействия в рамках ее системы, принципов и ценностей;
  • база наставников от предприятий и организаций: включает опытных профессионалов от региональных предприятий и бизнес-организаций, которые заинтересованы в развитии собственных сотрудников через программу наставничества, а также подготовке будущих лояльных и должным образом обученных кадров; может пересекаться с базой выпускников, что усилит связь и мотивацию;
  • база наставников из числа активных педагогов: включает педагогов, готовых делиться ценным профессиональным и личностным опытом, заинтересованных в получении общественного признания и мотивированных желанием создать в образовательной организации плодотворную для развития отечественной педагогики среду.

Сбор данных на этом этапе включает первичное анкетирование кандидатов, в ходе которого определяется пригодность к участию в программе наставничества и профиль наставника по критериям: жизненный опыт, сфера интересов, профессиональные компетенции, возрастная категория потенциальных наставляемых, ресурс времени. 

Обязательным условием данного этапа программы наставничества является заполнение наставниками согласия на обработку персональных данных.

Результат этапа: формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций.

База наставников представляет собой файл, доступный куратору программы наставничества в образовательной организации и лицам, ответственным за внедрение целевой модели наставничества. Файл представлен в виде электронной таблицы, включающей следующие столбцы: личные данные наставника, список его компетенций, описание жизненного опыта, описание сферы интересов, возрастная категория потенциальных наставляемых, ресурс времени, место работы (при наличии) и контактные данные для связи.

Этап отбора и обучения наставников

Основные задачи данного этапа – выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми. Обе задачи решаются с помощью внутренних ресурсов организации. Работа с внешним контуром может понадобиться для организации специального тренинга или привлечения мотивационного спикера, экспертов в сфере наставничества на обучение.

Для отбора наставников необходимо:  

  • разработать критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;  
  • выбрать из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников;  
  • провести собеседование с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности;  
  • сформировать базу отобранных наставников.

Для организации обучения наставников необходимо:  

  • составить программу обучения наставников, определить ее сроки;  
  • подобрать необходимые методические материалы в помощь наставнику, используя в том числе представленные в данной целевой модели, информацию от других образовательных организаций, уже реализовавших программы наставничества и опубликовавших итоги на сайтах образовательных организаций, и иные материалы, которые куратор программы, педагогический состав или психологическая служба образовательного учреждения сочтут актуальными и рекомендуемыми;  
  • выбрать форматы обучения и преподавателя (преподавателей), при этом в роли преподавателя может выступить непосредственно куратор программы наставничества, а также приглашенные куратором эксперты, специалисты по наставничеству, успешные наставники – участники программ наставничества других организаций.

Программа обучения наставников должна учитывать основные задачи, которые им предстоит решать:

  • установление позитивных личных отношений с наставляемым;
  • помощь наставляемым в развитии жизненных навыков;  
  • повышение осведомленности и усиление взаимодействия с другими социальными и культурными группами;  
  • помощь в формировании образовательных и карьерных траекторий, поддержка в приобретении профессиональных навыков.

Процесс обучения делится на два этапа: первичное обучение и обучение в процессе деятельности. Структура и программа обучения являются одинаковыми для наставников всех пяти форм наставничества.

Первичное обучение наставников всех форм ведется по одинаковой схеме из трех частей:

  1. Самоанализ и навыки самопрезентации. 
  2. Обучение эффективным коммуникациям. 
  3. Разбор этапов реализации программы наставничества.

Вторичное обучение в процессе деятельности проводится куратором уже после того, как у наставника появится свой опыт наставничества (встреча-знакомство и встреча «решение пробной задачи») и возникнут вопросы по наставнической деятельности. Обучение поможет наставнику осознать проблему (при ее наличии) и выбрать правильную стратегию ее решения. Наставников следует обучить прежде всего двум стилям взаимоотношений с наставляемым – развивающему и инструментальному:  

  • развивающий стиль фокусируется на стимулировании развития взаимодействия наставника и наставляемого;  
  • инструментальный стиль концентрируется на целенаправленной деятельности; 
  • развитию межличностных взаимоотношений наставника и наставляемого уделяется второстепенное значение. 

В процессе реализации программы наставничества куратор может порекомендовать выбрать один из видов взаимоотношений или задействовать его больше остальных в зависимости от ситуации. Результат этапа: сформированная база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации.

Этап формирования пар «наставник – обучаемый (наставляемый)», групп «наставник – наставляемые»

Основная задача этапа – сформировать пары "наставник – наставляемый" либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные критерии:  

  • профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
  • у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества. 

В целях формирования оптимальных наставнических пар либо групп необходимо: 

  1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом удобном для участников формате (например, каждый наставник 5 - 10 минут общается с каждым наставляемым, далее следует серия выступлений наставников с последующим общением с наставляемыми). 
  2. Получить обратную связь от участников общей встречи - как от наставников, так и наставляемых. Обратная связь собирается в формате анкет со следующими вопросами:  с кем из наставников вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?  кто может помочь вам достичь желаемых целей?  с кем из наставляемых вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?  кому вы сможете помочь в рамках выбранных наставляемым целей, если они были озвучены? 
  3. Закрепить результат, проанализировав обратную связь на предмет максимальных совпадений. Если какой-то наставляемый остался без наставника по результатам анализа, куратору необходимо будет провести дополнительную встречу с наставляемым для выяснения подробностей и причин подобного несовпадения. Куратор по согласованию с наставником может предложить обоим участникам провести дополнительную встречу (серию встреч) для определения объективных возможностей создать пару. 
  4. Сообщить всем участникам итоги встречи (независимо от ее формата) и зафиксировать сложившиеся пары или группы в специальной базе куратора. Предоставить участникам программы наставничества контакты куратора и их наставника для последующей организации работы. 

Результат этапа: сформированные наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы.

Этап организации хода реализации программы наставничества

Главная задача данного этапа – закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. 

Работа в каждой паре или группе включает:  

  • встречу-знакомство;
  • пробную рабочую встречу;  
  • встречу-планирование;  
  • комплекс последовательных встреч с обязательным заполнением форм обратной связи;  
  • итоговую встречу. 

На этом этапе ведется активная работа по мониторингу:  

  • получение обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;  
  • получение обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы. 

Результат этапа: стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, и реализованная цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы.

Этап завершения программы наставничества в образовательной организации  

Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. 

Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла – вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций. 

В программе наставничества предусмотрены два основных варианта завершения наставнического взаимодействия: 

1) запланированное (завершение программы, окончание академического года, достижение целей наставничества и т.д.); 

2) незапланированное (смена места проживания, болезнь участника, невозможность уделять наставляемому достаточно времени, межличностные конфликты и т.п.). 

Подведение итогов программы наставничества в образовательной организации представляет собой общую встречу всех наставников и наставляемых, участвовавших в программе наставничества в образовательной организации. Задачи такой встречи: 

  • провести групповую рефлексию, 
  • обменяться опытом, в
  • вдохновить участников успехами друг друга,
  • обсудить (по возможности) возникшие проблемы. 

Эта встреча поможет каждому отстраниться от своей личной ситуации, выйти за ее рамки, обогатиться уникальным опытом других участников, почувствовать себя частью наставничества как более масштабного движения. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Публичное подведение итогов предполагает проведение открытого праздничного мероприятия (фестиваля). 

Основные задачи организаторов программы: представление лучших практик наставничества заинтересованным аудиториям, а также чествование с награждением конкретных пар или команд и наставников. 

Долгосрочная цель публичного подведения итогов – усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров. 

Результат этапа: достигнутые цели программы наставничества, собранные лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных организаций, запущенные процессы пополнения базы наставников и наставляемых.