Новости школы

Групповой чат

Занятие 1. История развития наставничества

Уровень компетентности специалистов, их квалификация были и остаются одними из главных конкурентных преимуществ любой организации. Это является особенно актуальным в образовании, так как от уровня компетентности педагогических работников зависит качество обучения школьников. В любой организации с каждым годом требования к уровню знаний только растут, что неминуемо отражается на методах обучения сотрудников и на подходах к передаче знаний, которые используют руководители. Тренинги по наставничеству позволяют запустить процесс обмена знаниями в компании и позволить молодым сотрудникам в несколько раз быстрее выйти на новый профессиональный уровень. 

В этих условиях особенно важно иметь инструменты и технологии развития навыков сотрудников, быстрого включения их в работу и адаптации их умений к меняющимся условиям. Именно поэтому все большую роль играет грамотная реализация функции наставничества в каждой организации. Актуально это оказывается также и для сферы образования. 

В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник». 

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне. 

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров. 

Наставничество – в СССР форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов. 

Обособление и формирование наставничества как социального института было вызвано растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальной подготовке их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. 

Так, В. Даль под наставником понимает учителя, воспитателя или руководителя, а под наставничеством – звание, должность, дело наставника. Схожие дефиниции содержатся в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. 

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. 

Рассмотрим, как развивалось наставничество в истории образования. Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. Идея наставничества как способа обучения и воспитания взрослых впервые всерьез была реализована в Христианстве. Позже эту роль на себя взяли священники, ставшие «духовными наставниками» прихожан. Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древнегреческий герой Ментор, друг Одиссея, которому тот поручил воспитание своего сына Телемаха на время путешествия в Трою. С тех пор и в течение многих сотен лет наставничество применялось, главным образом, по отношению к подрастающему поколению (одним из самых известных менторов стал Аристотель, воспитавший Александра Македонского). 

Сократ главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках ученик и наставник должны находиться в равном положении. Его дидактическое достижение – майевтика – диалектический спор, подводящий ученика к истине посредством продуманных наставником вопросов. 

В своих трудах Платон говорил о том, что воспитание нужно начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ребенка к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет. Ж.Ж. Руссо отмечал, что самое главное и сложное искусство наставника состоит в умении ничего не делать с учеником. 

В русском языке с середины XVII века слово «наставник» употреблялось в значении «учитель, воспитатель». 

В 1813 году вводилась должность надзирателя, наставника в некоторых учебных заведениях, в обязанности которых входило воспитание преданных самодержавно-монархическому строю учащихся согласно постановлению МНП (Министерства народного просвещения). Наставникам предписывалось неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности». Но со временем слово «наставник» было вытеснено из разговорной речи и в словаре С.И. Ожегова уже дано как книжное, устаревшее значение слова «учитель», «руководитель». 

О роли наставника в становлении личности писали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и др. Размышляя о проблемах наставничества, К.Д. Ушинский писал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт полностью компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональная адаптация молодого педагога напрямую зависит от уровня профессионального мастерства, знаний и опыта наставника. 

В различных формах наставничество было распространено в СССР, начиная с 30-х годов XX века. Его главной задачей было воспитание молодой смены, и доверялось это людям с высокой профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом. Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились смотры, совещания, лучших наставников поощряли, награждали. 

В документах данного периода отмечается возрастающая роль учителя в деле обучения детей, воспитания в них сознательной дисциплины и коммунистического отношения к учебе и труду. Поэтому ЦК ВКП(б) обязывал Наркомпросы союзных республик, советские и партийные органы всемерно обеспечить учителю в его работе необходимые условия для успешного выполнения им ответственных и почетных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения СССР. Так, в постановлении ЦК ВКП(б) от 1932 года отмечается: «Наркомпросу следует установить такую расстановку кадров на местах, которая обеспечивала бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со стороны последних молодым учителям». 

Для обеспечения педагогическими кадрами советских школ и привлечения молодых людей в школы предлагалось ЦК ВЛКСМ союзных республик разработать специальные мероприятия по подбору пионервожатых, закреплению их на работе, повышению их общей и специально-педагогической квалификации. Эти молодые люди рассматривались как ценный резерв для подготовки новых педагогических кадров. Понятие «наставничество» получило современное значение в 60-е годы XX века и стало рассматриваться как важная форма профессиональной подготовки и воспитания учительской молодежи. Наставниками молодых педагогов становились авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом учителя. В 70-80-х гг. XX века с целью лучшей адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе, «для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений». 

Требования к стажировке и ее программа изложены в Инструктивных письмах Министерства просвещения СССР от 27.03.1974 г. Каждый выпускник педагогического вуза должен был пройти стажировку по индивидуальному плану, разработанному совместно с руководителем, которого назначали из числа опытных педагогов. План включал в себя различные направления деятельности молодого педагога, что позволяло ему проявить себя в преподавательской деятельности (на уроке), во внеклассной работе, в общении с родителями учащихся, изучить передовой педагогический опыт, освоить новые методы и средства обучения и воспитания, проявить деловые качества. Ответственность за реализацию плана нес директор школы. За 10 месяцев стажировки молодой педагог также изучал принципы перспективного и текущего планирования, принимал участие в планировании работы школы, составлял поурочные планы для своего предмета. При этом он получал необходимые консультации от опытных педагогов и руководства школы. Но руководство профессиональным совершенствованием молодых учителей не ограничивалось только рамками школы. Важную роль в процессе наставничества играли районные и городские методические службы, которые оказывали помощь школе в организации 6 стажировки: для педагогической молодежи организовывались разнообразные консультации, конференции, диспуты, встречи как по общепедагогической проблематике, так и по конкретным методическим вопросам обучения и воспитания школьников. 

Наставничество как помощь начинающему учителю старшими коллегами рассматривали в отечественной педагогике (С.Г. Вершловский, В.Ю. Кричевский, О.Е. Лебедев, Л.Н. Лесохина, Ю.Л. Львова, А.А. Мезенцев и др.). Данные авторы рассматривали наставничество и как метод оказания поддержки в процессе учебы и развития карьеры. 

В настоящее время наставничеству также уделяется большое внимание в зарубежной теории образования. Одним из первых английских авторов, дающих определение наставничеству, является Дэвид Меггинсон, который определял наставничество как существенную помощь персоналу, который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. 

Дэвид Клаттербак в 1991 году в книге «Каждый нуждается в наставнике» писал: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. 

Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе». 

Г. Льюис в работе «Менеджер – наставник» рассматривает наставничество как систему отношений и ряд процессов, где один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Также наставник обеспечивает подопечному эффективный способ адаптации к профессии. Г. Льюис на основе анализа особенностей наставничества выделил признаки, объясняющие высокий потенциал оказания помощи людям в приобретении опыта:  

  • гибкость в организации: нет прописанного набора правил или требований, деятельность может осуществляться разными путями и в различных ситуациях;  
  • основа наставничества – взаимодействие при взаимном интересе и ценностно-ориентированной ситуации обоих студентов; 
  •  это наиболее эффективный метод адаптации к профессии на любом этапе профессиональной карьеры;  
  • оно индивидуально;  ориентировано на людей; 
  • направлено на повышение профессионализма, а не на изменение личности;  
  • это одна из эффективных форм профессионального обучения, включающая в себя систему обратной связи;  
  • наставничество может быть координирующим, стимулирующим и управляющим процессом, который действует параллельно или дополнительно к любому иному методу. 

Сегодня в педагогической науке активно употребляются два термина: «наставничество» и «тьюторство». Последнее понятие получило более широкое распространение в Европе и Северной Америке. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. 

Исследователи наставничества выделяют этапы взаимодействия наставника и «опекаемого»: 

  1. Информационно-ориентирующий (по Г. Льюису – первая фаза): определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал профессиональной карьеры, проблемы умений и способностей претендентов. 
  2. Практический: делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения в практику менеджера образовательного учреждения. Выработка стиля наставничества и корректировка профессиональных умений претендента. 
  3. Заключительный (оценочный): определяются уровень профессионально-педагогической культуры и степень готовности к выполнению профессиональных обязанностей.