Новости школы

Групповой чат

Занятие 6. Структурное представление целевой модели наставничества и этапы реализации программ наставничества

Реализация программы наставничества в образовательной организации производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. 

Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций, средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (корпорации, малый бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 

Внутренний контур представляют руководитель и администрация образовательной организации, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагоги-психологи, методисты. 

Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы наставничества:  

  • информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов);  
  • взаимодействие с потенциальными наставниками и партнерами на профильных мероприятиях (бизнес-конференции, фестивали, встречи выпускников, форумы);  
  • привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки, проведения отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества (например, взаимодействие с представителями некоммерческих организаций, социальных служб, ассоциаций педагогов и психологов). 

Ответственность за работу с внешней средой берут на себя:  

  • руководители и администрация организаций-участников (общеобразовательная организация, организация дополнительного образования, ПОО, предприятие);  
  • руководители и участники сообществ образовательной организации (школьного сообщества, сообщества благодарных выпускников), эндаумента;
  • сотрудники региональных НКО, заинтересованные в реализации программы;  
  • специализированные отделы организаций-партнеров, отвечающих за PR, финансирование и менеджмент; 
  • куратор (кураторы) программы наставничества внутри образовательной организации. 

Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:  

  • взаимодействие с административной командой, педагогами и активными обучающимися для выбора куратора программы, формирования команды, ответственной за реализацию программы, пополнения базы наставников;  
  • взаимодействие с обучающимися и их родителями для получения согласия на участие в программе, формирования базы наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы;  
  • взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии. 

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:  

  • администрация организаций-участников;  
  • куратор (кураторы) программы внутри образовательной организации;  
  • активные представители педагогического сообщества, педагоги-психологи, педагоги-организаторы;  
  • наставники-участники программы (на поздних этапах и частично). 

Принципиально важно для успеха программы, особенно на этапе подготовки и запуска, осуществлять информационное сопровождение (информировать) о реализации программы наставничества как на уровне региона в целом, так и в образовательной организации. Важно заинтересовать сообщество, предоставить желающим (из числа сотрудников и обучающихся) возможность принять участие в программы. 

Схематично целевая модель реализации программы наставничества в образовательной организации представлена на рисунке. 

Реализация программы наставничества в образовательной организации производится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных этапов: 

  1. Подготовка условий для запуска программы наставничества. 
  2. Формирование базы наставляемых. 
  3. Формирование базы наставников. 
  4. Отбор и обучение наставников. 
  5. Формирование наставнических пар / групп. 
  6. Организация работы наставнических пар / групп. 
  7. Завершение наставничества. 

Руководитель образовательной организации и куратор программы наставничества могут использовать последовательность этих этапов как основу для формирования дорожной карты реализации программы наставничества, которую можно расширить и наполнить с помощью представленных форм наставничества. 

В таблице представлены общие положения и структура целевой модели наставничества.