Новости школы

Групповой чат

Занятие 14. Портрет наставника и его ключевой функционал

Наставник должен занимать должность хотя бы на один-два уровня выше своего подопечного: такой «разрыв» обеспечивает результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний. Начиная с определенного должностного уровня, наставничество может (и должно) быть одним из требований, определяющих дальнейший карьерный рост самого наставника. 

Желательно, чтобы роль наставника выполнял «посторонний» сотрудник: практика показывает, что непосредственного руководителя скорее интересуют текущие результаты работы подчиненного, а не перспективы его развития или карьеры, да и субъективности в отношениях при этом больше. (Однако если отношения руководителя и подчиненного строятся на доверии и партнерстве, то такой вариант тоже возможен.) 

Хороший наставник должен отличаться целым рядом положительных качеств, в частности:  

  • обладать высоким уровнем лояльности к компании, быть носителем ключевых ценностей корпоративной культуры;  
  • иметь системное представление о работе своего подразделения и компании в целом;  
  • обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной деятельности;  
  • иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно скажется на качестве; 
  • что важно — от наставника требуется искреннее стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать результаты его работы;  
  • быть готовым инвестировать свое время в развитие другого человека (это один из самых болезненных вопросов: стать хорошим наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью);  
  • быть способным к конструктивной критике: главное слово здесь — «конструктивная» (когда наставник дает оценку действий того или иного сотрудника, это не должно напоминать критический анализ — оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы);  
  • проявлять инициативу и регулярно предоставлять обратную связь: хороший наставник — всегда в курсе проблем сотрудника, а если у подопечного появляются проблемы в работе или взаимоотношениях, он не дожидается окончания года (когда на встрече по подведению итогов можно зафиксировать несделанное), а принимает меры немедленно, чтобы своевременно скорректировать действия сотрудника. 

Процессы, сопровождаемые наставником в компаниях, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, наставник сопровождает ряд процессов, в которых принимает участие сотрудник: адаптация, управление эффективностью деятельности и обучение. 

Адаптация. Каждый из нас когда-то оказывался в роли новичка, поэтому мы помним, как важно быстро войти в курс дела, как велика в первые дни работы потребность в получении нужной информации. Конечно, новый сотрудник получает необходимую информацию из многих источников — от рекрутера на этапе интервью, на ориентационной сессии от сотрудников отдела персонала, от секретаря, от руководителя подразделения… Задача наставника не в том, чтобы рассказать новичку о принятых в компании процедурах, познакомить с коллегами и т. д. Его роль в процессе адаптации гораздо сложнее и ответственнее — он должен:  

  • помочь сотруднику понять и принять свой новый статус в организации;  
  • освоить новые нормы поведения;  
  • ознакомиться с корпоративными ценностями;  
  • помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;  
  • помочь сотруднику сформировать профессиональные навыки, необходимые для выполнения его функциональных обязанностей и т. д. 

В обязанности наставника входит также определение целей на период испытательного срока, подведение итогов по его завершении и принятие решения о его прохождении. Для подведения итогов о прохождении испытательного срока наставник должен встретиться со своим подопечным и проанализировать, были ли достигнуты поставленные цели, и если нет, то почему. 

В компаниях, где принят более формализованный подход, наставник по итогам встречи заполняет специальную анкету. Подписывая ее, сотрудник знакомится с результатами оценки прохождения испытательного срока — то есть получает первую формальную обратную связь. 

Управление эффективностью деятельности. Этот процесс включает в себя две составляющие: 

1) годовое планирование

2) оценку деятельности.

Годовое планирование (постановка целей и разработка плана развития). В компаниях, которые используют технологии управления по целям, каждый сотрудник в начале года должен определить индивидуальные цели и сформировать план развития на предстоящий год. Эти цели могут быть уточнены и скорректированы в середине года — во время процедуры промежуточной оценки деятельности. 

Обязанности наставника на этапе постановки целей:  

  • обеспечить понимание сотрудником стоящих перед компанией и его подразделением задач;  
  • скорректировать и утвердить его цели на год;  
  • оценить компетенции сотрудника;  
  • обсудить карьерные возможности сотрудника;  
  • помочь разработать индивидуальный план развития. 

Наставник должен поощрять своего подопечного ставить перед собой амбициозные и в то же время реальные цели, а также занимать проактивную позицию при планировании своего развития. 

Оценка деятельности (промежуточная и итоговая). Обратная связь. Наставничество — это непрерывный процесс, поэтому хороший наставник дает сотруднику обратную связь по мере необходимости (а не один раз в конце года). Инициировать встречи может как сам сотрудник, так и его наставник, причем столько раз, сколько они сочтут нужным — здесь нет каких-либо ограничений. Кроме того, наставник дает неформальную спонтанную обратную связь. 

Регулярная обратная связь помогает сотрудникам более четко и объективно оценить результаты своей работы, а при необходимости — вовремя исправить ошибки. В течение года наставник обязан провести, как минимум, две встречи в рамках процесса оценки деятельности (промежуточной и итоговой). 

На промежуточной (как правило, полугодовой) встрече наставник отмечает прогресс за прошедший период и корректирует план действий до конца года. Если в компании практикуется коллективное обсуждение оценки результатов деятельности сотрудника, наставник собирает информацию, опрашивая всех вовлеченных (включая сотрудников, для которых наставником является его наставляемый), а также готовит свои комментарии и аргументы, чтобы представлять и защищать своего подопечного на таких собраниях. 

На итоговой встрече с сотрудником наставник объявляет и аргументирует итоговую оценку, обсуждает его достижения, неудачи и области для развития, а также снимает возможные противоречия. Ясность целей и своевременная, конструктивная оценка успешности их достижения повышает заинтересованность людей в работе, эмоционально поддерживает и мотивирует их. 

Обучение. Сотрудник получает новые знания и навыки не только во время формального обучения, но и непосредственно в процессе работы. Задачи наставника в этой области:  

  • оценивать степень вовлеченности подопечного в работу;  
  • отслеживать его привлечение к различным проектам (как клиентским, так и внутренним);  
  • ходатайствовать о привлечении сотрудника к работе на разных участках для получения разнообразного опыта. 

В процессе работы наставник передает закрепленному сотруднику собственные знания и опыт, а также помогает ему получить необходимые знания от других коллег. Если говорить о формальном обучении, то роль наставника заключается в определении потребности подопечного в обучении, содействии его обучению на внутренних и внешних семинарах и тренингах, а в случае необходимости — ходатайстве об этом перед руководителями подразделения и компании. 

Оценка эффективности работы наставников. Для определения эффективности системы наставничества в целом и оценки работы конкретных наставников можно использовать различные виды опросов: 

1) целенаправленные — для определения степени удовлетворенности системой наставничества и работой наставников в компании; 

2) более общие, в которые инкорпорированы вопросы о наставничестве, например:  обзоры удовлетворенности и вовлеченности (для получения общей картины);  «оценка 360 градусов» (для получения индивидуальной информации по каждому наставнику). 

Объективно оценить эффективность работы наставника достаточно сложно. Формальными критериями оценки могут служить:  

  • количество встреч наставника со своим подопечным; 
  • своевременность заполнения оценочных форм и т. п. 

В то же время формальные показатели мало что говорят о качестве работы наставника, поэтому для оценки эффективности оправданно использовать косвенные показатели, такие как:  

  • успешность адаптации нового сотрудника в компании;  
  • эффективное выполнение подопечным своих профессиональных обязанностей;  
  • очевидный профессиональный рост и развитие сотрудника и т. п. 

Однако успехи подопечного не могут быть единственным критерием оценки, поскольку в работе наставника очень многое зависит, прежде всего, от самого сотрудника. Это как раз тот случай, когда нужно ценить не только результат, но и усилия по его достижению.