Новости школы

Групповой чат

Занятие 8. Форма наставничества «ученик – ученик»

Описание формы наставничества: предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «студент – студент». 

Цели и задачи формы наставничества:  

  • цель – поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения;  
  • задачи взаимодействия – помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. 

Ожидаемые результаты правильной организации работы наставников:

  • высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников;
  • обучающиеся (наставляемые подросткового возраста) получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. 

Оцениваемые результаты:  

  • повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; 
  • численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;  
  • количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; 
  • снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;  
  • снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 

Графическое представление взаимодействия представлено на рисунке. 

Портрет участников взаимодействия по форме наставничества «ученик – ученик» («студент – студент»)

Возможные варианты программы наставничества по форме «ученик – ученик» («студент – студент») 

Аналогичные формы взаимодействия могут быть использованы и при организации наставничества на предприятиях реального сектора: молодые специалисты (новые сотрудники) оказывают взаимную поддержку.

Области применения в рамках образовательной программы: варианты применения в зависимости от типа образовательной организации достаточно разнообразны, в том числе применение данной формы наставничества возможно в процессе взаимодействия наставника и наставляемого в режиме внеурочной деятельности. Возможны также интеграция в «классные часы», организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).