Новости школы

Групповой чат

Занятие 16. Ценности наставничества

Манифест наставника 

  1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 
  2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого. 
  3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
  4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. 
  5. Наставник предлагает свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. 
  6. Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. 
  7. Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции. 
  8. Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. 
  9. Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в т.ч. выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнического взаимодействия, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
  10. Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый.*
  11. Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений. 

*Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору программы: 

  • если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического, сексуального, психологического);
  • если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность (распространение наркотиков, финансовые махинации);
  • если наставляемый сообщит (или его поведение будет свидетельствовать) о потенциальной угрозе, способной нанести вред жизни и здоровью (суицидальные мысли, пагубная зависимость).

Кодекс наставника 

  1. Не осуждаю, а предлагаю решение 
  2. Не критикую, а изучаю ситуацию 
  3. Не обвиняю, а поддерживаю 
  4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому 
  5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге 
  6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией 
  7. Не утверждаю, а советуюсь 
  8. Не отрываюсь от практики 
  9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу 
  10. Не разглашаю внутреннюю информацию Наставничество – не решение всех проблем, стоящих перед вашим наставляемым и его/ее семьей. 

Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых ребенок / подросток чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества. Помните, что вы должны являться позитивным примером для подражания, другом, советником, защитником вашего наставляемого!

Руководящие принципы наставника

Наставники слушают Они поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание
Наставники рекомендуют Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их
Наставники рассказывают Они дают представление о перспективах подростка, помогают определить цели и приоритеты
Наставники обучают Рассказывают о жизни и собственной карьере
Наставники представляют свой опыт  Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций
Наставники доступны Они предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться
Наставники критикуют, но конструктивно При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив внимание на поведении наставляемого, но никогда не на его/ее характере
Наставники поддерживают Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться
Наставники точны Дают конкретные советы, «раскладывают по полочкам»: что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий
Наставники неравнодушны Наставник интересуется успехами наставляемого в школе, в планировании карьеры, в личном развитии
Наставники успешны Не только успешны сами по себе, но и способствуют успехам других людей
Наставники вызывают восхищение Они пользуются уважением в своих организациях и в обществе

Качества успешных наставников 

  • желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение длительного времени. У наставников есть искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им с трудными решениями, с саморазвитием и наблюдать, как они становятся лучше; 
  • уважение к личности, ее способностям и праву делать свой собственный выбор в жизни. Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что участников программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них советниками; 
  • умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей может найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Гораздо труднее найти кого-то, кто отодвинет собственные суждения на задний план и действительно выслушает. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли с минимальным вмешательством. Когда люди чувствуют, что их понимают и принимают, они более склонны просить совета и реагировать на хорошие идеи; 
  • умение сопереживать другому человеку. Эффективные наставники могут сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея того же жизненного опыта, они могут сопереживать чувствам и личным проблемам своих наставляемых; 
  • умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны балансировать между реалистичным восприятием реальных и серьезных проблем, с которыми сталкиваются их наставляемые, и оптимизмом при поиске реалистичных решений. Они способны упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать разумные варианты действий; 
  • гибкость и открытость. Эффективные наставники признают, что отношения требуют времени для развития. Они готовы уделить время тому, чтобы узнать наставляемых, разобраться в важных для них вопросах (музыка, стиль, философия и т.д.) и даже измениться под влиянием отношений. 

Хороший наставник обладает также: 

  • гибкостью мышления – быстро оценивает ситуацию и принимает необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на другой; 
  • критичностью мышления – не считает верной первую пришедшую в голову мысль, подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает необходимые решения, только взвесив все «за» и «против»; 
  • коммуникативными способностями – говорит простым, понятным для подростка языком о сложных вещах, открыт и искренен при общении, умеет слушать и слышать собеседника; 
  • толерантностью – терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных и даже неприемлемым для наставника; 
  • эмпатией – эмоционально отзывчив на переживание других, способен к сочувствию. Но чрезмерная эмоциональная отзывчивость может эксплуатироваться эгоистически воспитанными подростками, которые могут манипулировать этим для реализации собственных целей, противоречащих изначально обговоренным; 
  • рефлексивностью – способен к осмыслению собственной деятельности; 
  • эмоциональной устойчивостью – способен сохранять функциональную активность в условиях воздействия стресса как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.