Новости школы

Групповой чат

Занятие 18. Второй этап подготовки наставника к работе с наставляемым

Задача 2. Способность и умение делиться опытом/знаниями/умениями 

Помимо определения своих сильных и слабых сторон (в будущем – основы работы с наставляемым) наставнику необходимы умения, принципы и инструменты, которые позволят ему эффективно передать собственный опыт. Куратору на начальном этапе обучения наставника нужно проверить, обладает ли наставник способностью к этой передаче. 

Определить данную способность можно сравнивая модель поведения наставника с кодексом и манифестом (см. Манифест наставника), а также используя ролевые игры, активирующие необходимость проявить: 

  • Активное слушание 
  • Отсутствие авторитарного подхода 
  • Организованность и грамотное целеполагание 
  • Структурность речи 
  • Ответственность и оперативность 
  • Позитивный взгляд на вещи и активность

Этап 2.1 Вопросы и ответы

Куратор может задать наставнику/группе наставников следующие вопросы, после оценив ответы по шкалам:

  • вовлеченность (где 1 – не желает встать на место наставляемого, 5 – проявляет полную эмпатию) 
  • ответственность (где 1 – не оценивает последствие своих слов, 5 – аккуратно все взвешивает) 
  • авторитарность (где 1 – максимально уверен в единственной верности своей точки зрения, 5 – открыт к диалогу и обсуждению) 
  • уместная настойчивость (где 1 – переходит от роли наставника к роли приятеля, не держит границы, 5 – контролирует ситуацию, проявляя уважении и субординацию) 

Наставник может быть рекомендован к работе без подключения дополнительных образовательных ресурсов к процессу, если набирает не менее 14 баллов. 

Сами вопросы для проверки являются классическими ситуациями, возникающими в работе с подростками/студентами, и их предварительное обсуждение на этапе обучения будет максимально полезным. 

Блок общения

  • Если наставляемый не прав, но не хочет этого признать, как его убедить?
  • Если наставляемый не хочет отвечать, развивать определенную тему, как мне его разговорить? Нужно ли это сделать?
  • Если наставляемый чем-то расстроен, стоит ли мне его утешать? Каким образом?
  • Если наставляемый негативно о ком-то отзывается (родители, учителя, коллеги, друзья), что я буду делать?
  • Если в процессе работы над совместным проектом у наставляемого ничего не получается, как я сообщу ему об этом?
  • Если наставляемый нивелирует мой опыт, как я поступлю, чтобы доказать ему свой авторитет? Буду ли я это делать?

Блок организации 

  • Если я опаздываю на встречу, как мне об этом сообщить?
  • Если наставляемый саботирует встречи и нашу работу, что я буду делать?
  • Если наши встречи не приводят ни к каким результатам, что необходимо предпринять? Сразу ли обратиться к куратору или сначала обсудить все с наставляемым?
  • Если наставляемый сообщит мне о чем-то противозаконном, что я буду делать? 
  • Если наставляемый хочет посетить какое-то мероприятие, как я его организую? Кому сообщу о нем?

Этап 2.2 Ролевые ситуации

Куратор программы может разделить группу наставляемых на пары и предложить им проиграть некоторые ролевые ситуации, а после поменяться местами, чтобы понять свои самоощущения, заранее подобрать возможные аргументы для диалогов, отрефлексировать ситуации. 

Ситуация 1. Наставляемая Оля слишком эмоционально относится к неудачам в школе, будучи патологической отличницей, и при обсуждении последних результатов контрольной работы начинает плакать и не хочет ничего обсуждать. Что вы будете делать? Как предложите решить проблему? 

Ситуация 2. Наставляемый Степан уже в третий раз пропускает встречи с наставником, каждый раз присылая сообщения в Вконтакте, что его не отпускают с подработки в назначенное время. Что вы будете делать? Как решите проблему? Будете ли ее решать? 

Ситуация 3. Наставляемая Вероника, студентка старших классов, сообщает, что ее бесит классная руководительница, которая “полная дура, любит только тех, кто подлизывается”. Как вы будете реагировать на негатив? Сообщите ли классному руководителю? 

Ситуация 4. Наставляемый Артем при выполнение работы на вашем предприятии/в офисе предложил начальству новый подход, не обсудив его с вами. Что вы будете делать? Как выясните, зачем он это сделал?