Новости школы

Групповой чат

Занятие 3. Основные направления здоровьесбережения 

Чтобы быть эффективными, здоровьесберегающие технологии должны действовать в следующих направлениях.

  1. Гигиена 

Гигиенические условия, в которых находится человек, напрямую влияют на его здоровье. Это относится не только к школьникам, но и ко взрослым людям. Именно поэтому необходимо обращать внимание на такие аспекты, как: 

  • температура окружающей среды;
  • свежесть воздуха;
  • достаточность освещения;
  • отсутствие раздражителей. 

Но это все относится к разделу общественной гигиены. Если человек будет пренебрегать личной гигиеной, то он в любом случае не сможет сохранить свое здоровье. Личная гигиена включает в себя множество правил и мероприятий. Необходимо ухаживать за кожей, полостью рта, половыми органами, одеждой, обувью, питанием и так далее. Выполнять все рекомендации очень трудно, но необходимый минимум под силу каждому.

  1. Учебный процесс 

Школьникам, особенно младших классов, трудно сохранять высокую работоспособность в течение длительного времени. Эффективность усвоения учебного материала распределяется следующим образом: 

  • 5 – 25 минут: 80%, 
  • 25 – 35 минут: 60-40%, 
  • 35 – 40 минут: 10%. 

За 5 минут ученик входит в продуктивное состояние. Ему нужно время, чтобы переключиться на тему урока. 

Следующие 20 – 25 минут он находится в продуктивном состоянии. В нем он активно усваивает новую информацию, знакомится с новым материалом. 

Оставшиеся 10 – 15 минут урока школьник занимается повторением, усваивает пройденный на уроке материал. 

Именно поэтому важно правильно распределить задачи урока на временной шкале, чтобы не навредить психическому состоянию учеников.

  1. Физическая активность 

Физическая активность – ключевой фактор здорового образа жизни, она улучшает здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной её части.

Регулярная физическая активность обеспечивает снижение риска:

  1. внезапной смерти, в первую очередь ранней, острых сосудистых заболеваний сердца и мозга;
  2. артериальной гипертензии (при её наличии – обеспечивает более качественный контроль артериального давления);
  3. сахарного диабета 2 типа (при его наличии – обеспечивает более качественный контроль за его течением и развитием осложнений);
  4. рака толстой кишки;
  5. психических нарушений (тревожно-депрессивных состояний); 
  6. увеличения массы тела;
  7. появления остеопороза, нарушения прочности костной ткани.

Это касается как детей, так и взрослых. В последние годы многие серьезные заболевания «помолодели», поэтому их профилактика в виде регулярной физической активность так важна. 

4. Формирование здорового образа жизни и профилактическая работа 

В формирование здорового образа у детей и подростков входят следующие направления просветительской деятельности: 

  • правильное питание;
  • полноценный сон;
  • гигиена;
  • двигательная активность. 

Пропаганда здорового образа жизни должна стать обязательным элементом образовательного процесса. При этом она обязательно должна быть убедительной и интересной. 

Также не стоит забывать об элементах профилактической работы в школе или СПО, направленной на коррекцию потенциальных проблем в рамках образовательной организации. Это могут быть лекции о вреде курения или тематическое физкультурное занятие, посвященное правильной осанке. Содержание профилактической работы выбирается исходя из конкретных потребностей образовательной организации.