Новости школы

Групповой чат

Занятие 6. Подходы к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе 

Подходы к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса имеют несколько форм: 

  • применение общешкольной здоровьесберегающей концепции; 
  • создание здоровьесберегающей службы;
  • учитель как инициатор здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса. 

Здоровьесберегающая концепция 

Здоровьесберегающая концепция школы затрагивает класс как одну из составляющих школьной системы. Этот подход к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе основан на реализации единой концепции, которой придерживается вся школа. 

Общешкольная концепция отражается на работе класса. Она проявляется: 

  • в создании психологически комфортной атмосферы; 
  • в обеспечении развития личности;
  • в рациональном с точки зрения сохранения здоровья ученика режиме школы;
  • в организации образовательного процесса на основе творчества.

В учебный план вводятся уроки здоровья. 

Чтобы реализовать этот подход, необходимо описать:

  • стиль взаимоотношений детей и взрослых в школе, детей друг с другом;
  • способы создания атмосферы дружелюбия;
  • возможность самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;
  • возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам;
  • условия создания атмосферы творчества и красоты.

В рамках медико-профилактической работы создаются условия, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, проводится мониторинг состояния здоровья учащихся и профилактическая деятельность. 

Профилактика может включать:

  • витаминизацию с применением лекарственных трав;
  • профилактику воспалительных заболеваний горла;
  • профилактику и коррекцию понижения остроты зрения;
  • профилактику и коррекцию нарушений осанки. 

Среди недостатков подхода можно отметить тот факт, что способы достижения цели обобщены, нет четкого разграничения условий здоровьесбережения в школе и в классе. 

Здоровьесберегающая служба

Здоровьесберегающая служба школы осуществляет:

  1. мониторинг состояния здоровья детей, пришедших в школу;
  2. коррекцию и профилактику состояния ребенка во время обучения. 

Недостаток этого подхода: обычно служба не выполняет воспитательные и обучающие задачи оздоровления. Эти функции иногда осуществляют другие службы, например, психолого-валеологические центры. 

Учитель как инициатор здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе

При данном подходе учитель инициирует создание здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе.

Для реализации этого подхода можно разработать модель деятельности педагога, которая затрагивает все уровни, необходимые для развития здоровой личности:

  • уровень телесных ощущений и реакций;
  • уровень образов и представлений; 
  • уровень самосознания и рефлексии;
  • уровень межличностных отношений и социальных ролей;
  • уровень социокультурной детерминации личности;
  • уровень экзистенциальных переживаний;
  • уровень самоактуализации.

Этот способ представляет собой интеграцию воспитательного, обучающего и здоровьесберегающего аспектов деятельности педагога, но не учитывает влияние на ребенка трех сред: родителей, школы, внешней среды. Также не формулируются организационно-педагогические условия здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в классе.