Новости школы

Групповой чат

Занятие 7. Организация воспитательной работы в школе с использованием информационно-коммуникационных технологий

Приоритетной целью воспитательной работы школы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. 

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформированы требования ФГОС на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Рассмотрим подробнее, что включают в себя требования ФГОС в вопросе внедрения ИКТ в образовательный процесс. 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).
  2. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования. Рабочие программы (в частности,  внеурочной деятельности) должны включать тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), применяемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
  3. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, предоставляющие возможность эффективного управления Организацией с использованием ИКТ, современных механизмов финансирования реализации программ основного общего образования.

Таким образом, ФГОС ООО закрепляет: учащиеся должны овладевать ИКТ-компетенциями и в рамках учебной, и в рамках внеурочной воспитательной работы, а значит ИКТ-технологии должны быть задействованы и в воспитательном процессе тоже. 

Таким образом, включение ИКТ в воспитательную работу способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

  • нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;
  • коммуникативные компетенции – умение вступать в диалог, быть услышанными;
  • информационные компетенции – владение информационными технологиями;
  • автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособность;
  • социальные компетенции – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.

Назовем основные направления воспитательной работы в процессе информатизации:

  • освоение ИКТ в образовательной и воспитательной практике;
  • компьютерное сопровождение учебных и воспитательных программ как средство реализации современных педагогических технологий;
  • психодиагностика и профориентация учащихся;
  • медиаобразование;
  • электронный документооборот;
  • мониторинг качества образования и воспитания;
  • подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий с применением ИКТ. 

Преимущества информационных технологий:

  • повышают и стимулируют интерес;
  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
  • позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  • позволяют индивидуализировать воспитание;
  • предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете, для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
  • помогают в поисках ответов на проблемные вопросы;
  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

В рамках воспитательной работы классного руководителя могут быть задействованы различные ИКТ, а именно: 

  1. Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором – как форма творческой самостоятельной работы. 
  2. Использование интернет-ресурсов включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока. 
  3. Работа с дидактическими играми и обучающими программами способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Творческому обеспечению учебного процесса и различных внеурочных мероприятий способствует работа над индивидуальными и коллективными проектами. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого ребенка, а главное, применяя новые современные информационные технологии, – привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. При создании проектов школьники учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.