Новости школы

Групповой чат

Занятие 6. Экологическое воспитание в условиях реализации обновленных ФГОС

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. 

Современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у обучающихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.

В начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования, и социальным инструментом её реализации является ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания. 

Согласно ФГОС ООО, рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования. В частности, осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными представителями) мероприятиях, проводимых Организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения. 

В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в образовательном учреждении для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. 

Обновленный ФГОС ООО (от от 31.05.2021) включает раздел, посвященный экологическому воспитанию: «42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

<...>

42.1.7. Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности».

Также необходимо отметить, что формирование экологической культуры учащихся, согласно ФГОС, пересекается с патриотическим воспитанием: «…уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране».

Таким образом, перед педагогом в рамках воспитательной работы встает задача формирования целостной экологической культуры подрастающего поколения. 

Рассмотрим, какие формы организации работы способствуют достижению результатов по анализируемому направлению. 

Формы экологического воспитания, прежде всего, подразделяются на:

  • групповые;
  • массовые;
  • индивидуальные.

Массовыми формами экологического воспитания являются:

  1. Природоохранные акции – это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.

Природоохранные акции необходимо проводить совместно с родителями. Например: 

  • Создание цветочных клумб («День цветов»);
  • Изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время («Птичья столовая»);
  • Посадка деревьев осенью («Чтобы деревья были большими»);
  • Уборка территории («Чистое утро»);
  • Уход и обновление («Чтобы дольше жили книжки»);
  • Сбор лекарственных трав («Лесная аптека») и т.д.
  1. Конференции;
  2. Ролевые игры;
  3. Природоохранные праздники;
  4. Экологические фестивали; 
  5. Работы на участке.

К групповым формам необходимо отнести экскурсии, экологический практикум, туристические походы по изучению природы.

На экскурсиях школьники знакомятся с многообразием органического мира, происходит наблюдение за явлениями и объектами природы в разный период времени. Школьники знакомятся с особенностями страны, края и города, а также учатся ориентироваться на местности. 

Особое внимание при проведении комплексной экскурсии следует уделить организации деятельности учащихся. Необходимо приучать детей к мысли, что они являются гостями природы и природных обитателей, поэтому нужно следовать таким заповедям гостей природы, как:

  1. Соблюдение тишины.
  2. Умение длительное время наблюдать за животным и растениями (терпение).
  3. Умение находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей (внимательность).

Индивидуальными формами экологического воспитания являются наблюдения за растениями и животными, рисование, изготовление поделок, лепка, а также различные эксперименты и опыты.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Исходя из этого, на эксперименты и опыты отводится большое количество времени. 

В результате исследовательской деятельности школьники учатся обобщать результаты опытов, размышлять,  строить и проверять гипотезы, формулировать и отстаивать свою точку зрения. При помощи экспериментов и опытов результаты исследовательской работы связываются с практическим опытом учащихся: дети начинают понимать природные закономерности, основы экологически безопасного и грамотного поведения в окружающей среде.

Нельзя недооценивать роль семьи в процессе экологического воспитания. Работа с родителями должна быть непрерывным, но постепенными процессом, а экологическая информация, которая предлагается родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность школьника и взрослого способствует их сотрудничеству, психологическому и эмоциональному сближению.