Новости школы

Групповой чат

Занятие 8. Разработка рабочих программ воспитания

Годовое планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учетом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.

При составлении годового плана воспитательной работы классный руководитель должен владеть следующей информацией:

  • примерный состав классного коллектива (общее количество учащихся, количество мальчиков и девочек);
  • возраст учащихся и психолого-педагогические особенности данного возраста;
  • наличие в классе лидеров и аутсайдеров;
  • уровень успеваемости каждого ребенка;
  • наличие сформированных микрогрупп классного коллектива и что их объединяет;
  • наличие проблем во взаимоотношениях учащихся класса и причины их возникновения;
  • интересы, увлечения и предпочтения каждого ученика.

Все эти знания необходимы классному руководителю для того, чтобы провести грамотный анализ работы с классом за предыдущий учебный период и обозначить основные цели и задачи на новый учебный год. Если классный руководитель будет работать с классом первый год, то данную информацию необходимо узнать у предыдущего классного руководителя (воспитателя). Если классный руководитель работает с классом не первый год, то перечисленные знания об ученическом коллективе он берет из своего опыта работы с обучающимися, используя результаты диагностических исследований, мониторинга воспитательной деятельности, преимущественными формами которых являются педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.

Структура плана воспитательной работы с классом

  1. Титульный лист.

План воспитательной работы – это официальный документ, который обязательно должен отражать информацию об авторе, на какую возрастную категорию он рассчитан, каков период его реализации, с кем согласован и кем утвержден. Поэтому в плане ВР необходимо указать Ф.И.О. педагога-автора; класс, в котором будет работать учитель; сроки реализации плана. Данный план необходимо согласовать с представителем администрации (или педагогом), ответственным за воспитательную работу в образовательной организации, и утвердить у руководителя.

  1. Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год. В данный раздел плана необходимо включить следующую информацию:
  • цель воспитательной работы, обозначенную в плане за прошедший учебный год, на достижение которой была направлена работа классного руководителя;
  • задачи, направленные на реализацию цели;
  • предполагаемые воспитательные результаты;
  • формы и методы работы классного руководителя, используемые в достижении обозначенных цели и задач;
  • основные направления работы классного руководителя;
  • конкретные мероприятия, проведенные в рамках данных направлений, с описанием уровня эмоционального отклика обучающихся («понравилось, вызвало живой интерес, обучающиеся проявили особенную активность» или «не понравилось, учащиеся не продемонстрировали свою заинтересованность, участвовали в качестве пассивных слушателей», или «особую заинтересованность проявил не весь класс» и т.д.). Желательно среди перечисленных мероприятий указать те, которые стали традиционными и проведение которых вызвало особый положительный отклик у обучающихся;
  • проблемы, с которыми столкнулся педагог в работе по реализации плана ВР, с указанием конкретных причин их возникновения;
  • уровень достижения воспитательных результатов (по итогам учебного года) в соотношении с решением поставленных задач и цели;
  • анализ работы с трудными детьми и детьми «группы риска»: указывается количество детей, состоящих на внутришкольном учете, на учете в правоохранительных органах, на учете в КДН; причины постановки на учет. Описываются основные принципы организации работы с данной группой обучающихся, степень вовлеченности их во внеурочную деятельность, используемые формы контроля занятости учащихся вне школы, совместная работа классного руководителя с социальным педагогом, психологом и родителями; результы, которых удалось достичь, оставшиеся неустраненными проблемы; 
  • анализ работы с родителями: рассматривается степень активности родителей во взаимодействии с учителем, участие родителей в делах класса; проблемы, решаемые в процессе взаимодействия; роль родительского комитета в организации совместной работы классного руководителя с родительской общественностью; формы работы, используемые учителем; индивидуальная работа с родителями, на какие темы были проведены беседы и консультации; имеются ли родители, с которыми так и не удалось наладить контакт. Работа с родителями детей «группы риска» и семьями, попавшими в сложное социальное положение, формы и методы взаимодействия, положительная или отрицательная динамика данной работы.
  1. Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год должны быть сформулированы с учетом вышеизложенного анализа и направлены на создание условий по устранению обозначенных в анализе проблем воспитания, а их реализация должна способствовать повышению качества процесса воспитания и социализации.
  2. Характеристика классного коллектива. В данном разделе следует указать численный состав класса, количество мальчиков и девочек в нем, уровень успеваемости учащихся, степень активности обучающихся на уроках и в период организованного внеурочного времени, уровень сплоченности обучающихся внутри коллектива, общие интересы класса, наличие в классе лидеров и аутсайдеров, наличие микрогрупп с указанием принципов их формирования, степень конфликтности (низкая, средняя, повышенная), увлечения, предпочтения и творческие способности обучающихся, внешкольную занятость детей.
  3. Социальный паспорт класса (по форме, принятой образовательной организацией) – это план основных мероприятий с учащимися класса. Данный раздел может быть составлен по видам деятельности, направлениям деятельности, тематическим периодам (по выбору классного руководителя).

Планируемые мероприятия с обучающимися должны быть рассчитаны на их возраст, предполагать некую системность и конечный результат, способствовать реализации целей и задач воспитательной системы образовательного учреждения. 

Следует помнить и о том, что мероприятия с обучающимися, которые планирует классный руководитель, должны быть интересными, развивающими, разнообразными по форме и содержанию, а также способствовать созданию условий для формирования основных ценностных ориентиров обучающихся, к которым относятся: гражданственность, патриотизм; уважение к правам, свободам и обязанностям человека; социальная ответственность и компетентность, нравственные чувства, убеждения; этическое сознание, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни, трудолюбие, творческое отношение к образованию, труду и жизни; готовность к сознательному выбору профессии. 

При составлении плана мероприятий с обучающимися необходимо указать форму их проведения. Диспуты, дискуссии с участием внешних экспертов, интеллектуальные и социально-моделирующие игры, экскурсии, коллективно-творческие дела, социальные акции и проекты, участие в жизни школы, района, города – все это рабочая палитра классного руководителя, позволяющая увеличить вероятность появления положительного эффекта воспитания и социализации детей. 

Выбирая форму проведения воспитательного мероприятия, необходимо помнить об уровне воспитательного результата, который хочет достичь классный руководитель, т.к. каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Не следует забывать и о том, что в плане основных мероприятий с обучающимися обязательно должны быть отражены мероприятия общешкольного и городского уровня.

  1. План мероприятий на каникулярные периоды. Во избежание дополнительной работы классного руководителя по планированию организации каникулярного времени, рекомендуется включить данный раздел в годовое планирование воспитательной работы класса.

Мероприятия, спланированные на каникулы, должны способствовать созданию условий для формирования культуры здорового образа жизни, т.е. обучающимся нужно научиться отдыхать с пользой для здоровья и личного развития. 

Правильно спланированная работа решает следующие задачи: 

  • координирует занятость детей в каникулярное время;
  • способствует продолжению развития ребенка на отдыхе;
  • формирует нравственные идеалы и культурные ценности. 

Педагогам при составлении плана рекомендуется учитывать возраст детей, их интересы, знаменательные даты города и страны, а также календарные праздники, которые будут интересны школьникам. В качестве видов деятельности актуально использовать такие, как туристско-краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательное общение.

  1. План работы с родителями. Данный раздел позволит классному руководителю систематизировать свою работу по созданию единого воспитательного пространства «Семья и школа». План работы с родителями может включать в себя как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями. При составлении плана работы с родителями необходимо учитывать возрастную категорию родителей, их социальный статус и занятость в рабочее время. В связи с этим уместно наряду с очными формами работы включить в план дистанционные виды взаимодействия. 

Актуальными по-прежнему остаются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. 

Из индивидуальных форм работы можно включить: индивидуальные очные и дистанционные консультации для родителей, посещение семьи на дому. 

Среди групповых: тематические консультации, родительский всеобуч, мастер-классы. 

Среди коллективных: родительские собрания, совместно организованные мероприятия (необходимо указать их названия). Актуально включить в план работу по развитию информационного пространства для родителей или ведение родительского форума, оформление наглядно-информационных стендов или буклетов для родителей.

  1. План работы с детьми/семьями группы риска и обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, учете в КДН и правоохранительных органах. В этот раздел необходимо включить мероприятия, направленные на выявление детей/семей, относящихся к данной категории, индивидуальные и групповые мероприятия с обучающимися/родителями; мероприятия, направленные на выявление интересов учащихся и их реализацию, а также работу по оформлению и ведению необходимой отчетной документации, участие в Советах профилактики. 

В качестве примера предлагаем рассмотреть «План воспитательной работы (извлечение из годового плана) ГБОУ школы № 274 на 2022-23 учебный год».