Новости школы

Групповой чат

Занятие 5. Патриотическое воспитание детей школьного возраста в условиях реализации обновленных ФГОС

В  современных условиях  реализации  ФГОС необычайно  велика  роль  патриотического воспитания  в  духовном  развитии  личности. Развитие  личности  выдвигается  как  основная  цель образования, а  патриотизм – как  одна  из  основных  ценностных  характеристик  личности. 

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. 

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, а также идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Формирование патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для постепенного и неуклонного становления священного чувства любви к Родине. 

Принципами патриотического воспитания являются: 

  • Принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. 
  • Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом.
  • Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России. 
  • Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества.
  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания. 

Обновленный ФГОС ООО (от от 31.05.2021) включает раздел, посвященный патриотическому воспитанию: «42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

42.1.2.  Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране».

ФГОС показывает, в каком направлении необходимо проводить работу в рамках патриотического воспитания. Рассмотрим, какие формы и методы работы могут быть применены с этой целью. 

Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. 

Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий – ведущий инструмент патриотической работы со школьниками. Именно организация этой работы является направлением деятельности классного руководителя. 

Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, сформировать у них такие качества, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. 

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как

  • уроки героико-патриотической тематики;
  • интегрированные уроки; 
  • проблемные уроки; 
  • дискуссии; 
  • театрализованные уроки; 
  • групповые семинары.

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и её народа. 

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы: 

  • праздник (концерт); 
  • тематический урок; 
  • экскурсии к памятным местам или монументам; 
  • конкурсы (внутри класса или между классами); 
  • тематические выставки; 
  • организация школьного музея и музейные уроки; 
  • открытые уроки; 
  • тематические классные часы; 
  • показ патриотических и документальных фильмов. 

Из большого количества средств и форм внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию в системе образования наиболее широкое распространение получили следующие:

  1. Организация бесед, встреч, лекций, семинаров диспутов и мероприятий, посвященных знаменательным событиям в истории страны, армии, флота. 
  2. Школьные военно-патриотические музеи, являющиеся структурными подразделениями образовательного учреждения. 
  3. Военно-спортивные игры, соревнования, эстафеты, сборы, конкурсы, викторины, которые помогают учащимся совершенствовать свои знания и практические умения в военной области, укреплять физическую и морально-психологическую закалку, вырабатывать сплоченность, коллективизм, смелость и отвагу. Прежде всего, это «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. 
  4. Значительное место в воспитательной работе занимают военно-патриотические клубы и объединения, которые направляют свою деятельность на развитие и поддержку инициативы школьников в изучении отечественного военного искусства, вооружения и техники, военной формы одежды и символики, воинских ритуалов; в освоении основ военных профессий, в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах России. 

«Разговоры о важном» 

Помимо направлений работы по патриотическому воспитанию, в рамках данного вопроса необходимо осветить нововведение – общероссийскую программу классных часов «Разговоры о важном». 5 сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном».   

«Разговоры о важном» – это получасовые классные часы, которые проводятся первым уроком по понедельникам во всех российских школах и СПО.

Цель этих занятий, по словам генерального директора российского общества «Знание» Максима Древаля, – сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм».

В телеграм-канале Минпросвещения сказано, что в ходе «Разговоров о важном» учащиеся будут обсуждать с учителем вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, с фокусом на традиции и особенности регионов страны.  

По задумке создателей, «Разговоры о важном» в школе строятся в форме диалога между классным руководителем и учениками. По словам главы Минпросвещения России Сергея Кравцова, «Разговоры о важном» не должны повторять традиционные для урока формы, задача учителя – вовлечь класс в обсуждение и ответить на вопросы, которые волнуют детей. Сценарии уроков включают в себя игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия предполагается рефлексия – учащиеся могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали. Начиная с 3-го класса, ученики могут оставить обратную связь о занятии в анкете, которая доступна по QR-коду.

Подготовиться к проведению «Разговоров о важном» учителя могут с помощью серии интенсивов «Классный марафон» от Академии Минпросвещения – ссылки на предстоящие трансляции появляются на странице «Сервиса для классных руководителей». Посмотреть записи уже прошедших интенсивов можно в группе Академии ВКонтакте – они собраны в отдельный плейлист.

Отвечая на вопрос, обязательно ли посещение «Разговоров о важном», Минпросвещения ссылается на статью 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающиеся обязаны «добросовестно осваивать образовательную программу, <...> в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия». В то же время эти внеурочные занятия не предполагают отчетности, а ученики не получают за них оценки. 

Дополнительные материалы к занятию