Новости школы

Групповой чат

Занятие 4. Роль классного руководителя в период перехода на дистанционное обучение 

Современное школьное образование требует новых форм, методов и технологий в обучении. Конечно, самый обычный очный урок является наиболее приемлемым и доступным в образовательных организациях. Однако потребность в дистанционном обучении все равно есть. 

Помимо реализации образования в условиях пандемии, технологии дистанционного обучения способствуют решению и ряда других задач: 

  • организация занятий с учащимися, находящимися на домашнем обучении; 
  • осуществление индивидуального подхода;
  • осуществление контроля знаний учащихся на расстоянии; 
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие исследовательских способностей учащихся;
  • развитие творческого подхода школьников;
  • развитие логического мышления;
  • умение работать в группах;
  • развитие усидчивости.

В современной школе существует несколько типов дистанционных уроков

  • объяснение нового материала; 
  • урок-лекция;
  • урок закрепления знаний;
  • урок-семинар в рамках видеоконференции. 

Ключевым во время дистанционного обучения остается слово «урок». 

Важно создавать непринужденную творческую атмосферу на учебных дистанционных занятиях, формировать мотивацию обучающихся. Для этого необходимо учебное сотрудничество в режиме онлайн, сочетание разных видов деятельности. Но нельзя забывать и о воспитательных целях дистанционного урока: развитие нравственных качеств обучающихся, формирование творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Именно грамотная организация дистанционного обучения позволит достичь ожидаемых результатов. Классный руководитель играет в организации дистанционного обучения важную роль и решает важнейшие организационные вопросы. 

Чтобы достойно организовать учебный процесс, нужно освоить много новых технологий, цифровых образовательных ресурсов, изучить возможности образовательных платформ. При этом важно понимать, что режим дистанционного обучения не должен увеличивать нагрузку на детей, педагогов и родителей. 

В таких ситуациях должны быть инструкции для слаженных действий. Они обеспечивают оперативность всех уровней управления образованием и координируют действия школ, следовательно, снижают потенциальный ущерб здоровью учеников и учителей.

При организации образовательного процесса необходимо соблюдать нормативные правовые акты, утверждающие санитарно-эпидемиологические требования и разработанные Минпросвещения России, Минздравом и Роспотребнадзором рекомендации. За соблюдением перечисленных норм обязаны следить все участники образовательного процесса: родители, учителя-предметники, учащиеся. В качестве контролирующего органа выступает классный руководитель. 

Благодаря дистанционному обучению можно по-другому взглянуть на учебный процесс, развить и усовершенствовать методики, обогатить арсенал педагогических приемов. Сейчас весь мир пристально наблюдает за работой учителей, поэтому нужно поддерживать дистанционную связь с учащимися таким образом, чтобы не было нареканий со стороны родителей, администрации и вышестоящих органов. А самое главное – организовать дистанционный учебный процесс нужно так, чтобы ученики не потеряли интерес к любимым школьным предметам и учебе в целом. Нужно помнить, что дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. 

Поэтому перед классными руководителями возникает необходимость чаще встречаться со своими учениками и их родителями – и эти встречи проходят уже в режиме онлайн. 

Регулярное общение классного руководителя не только с учениками, но и с их родителями позволяет решить целый ряд педагогических и психологических задач, которые стоят сейчас перед школой. Большинству родителей сложно постоянно находиться с детьми в замкнутом пространстве, и они заинтересованы в том, чтобы классный руководитель периодически выходил на связь, давал советы по работе со школьниками и по сохранению позитивного психологического климата в семье.

В начале работы с классом и родителями во время дистанционного обучения классный руководитель должен проработать несколько ключевых моментов:

  1. Ознакомить родителей с разработанным и утвержденным локальным актом (приказом) об организации дистанционного обучения в школе.
  2. Проинформировать о новом расписании занятий.
  3. Провести мониторинг технического обеспечения в семьях (наличие компьютера, интернета).
  4. Регулярно проводить мониторинг посещаемости уроков, выполнения домашнего задания по предметам. 
  5. При необходимости выступить координатором между учителем-предметником, детьми и родителями.
  6. Реализовать выполнение воспитательных мероприятий, предусмотренных планом работы классного руководителя.
  7. Рассказать родителям о способах контроля обучения и мотивации детей.

Для выполнения этих задач классный руководитель должен сделать следующие шаги:

  1. Проверить актуальность контактных данных ребенка и родителя (телефоны, адреса электронной почты).
  2. Убедиться в том, что все учащиеся имеют доступ к электронному журналу (актуальные пароли и логины).
  3. Донести информацию до учащихся о принципах и особенностях дистанционного обучения (онлайн-консультации, личные сообщения и пр.).
  4. Донести информацию до родителей учащихся о принципах и особенностях дистанционного обучения (онлайн-консультации, личные сообщения и пр.).
  5. В период дистанционного обучения еженедельно проводить классные часы. Основная задача – получить обратную связь от учеников, иметь информацию о том, у кого по разным причинам возникают сложности. Снизить риски социальной изоляции детей, понимать психологическое состояние учащихся, своевременно реагировать на ситуацию. По возможности и необходимости организовать воспитательные мероприятия (онлайн-экскурсии, коллективные дистанционные проекты и пр.).
  6. Периодически поддерживать связь с родителями для получения информации о состоянии учебного процесса, своевременно реагировать на ситуацию. Режим и формат взаимодействия с родительским коллективом определить самостоятельно, четко установив время общения.

Для создания и поддержания благоприятной атмосферы на период дистанционного обучения рекомендуется выполнить следующее:

  1. Социальному педагогу и психологу школы необходимо выделить группу «особого внимания». В наиболее сложной ситуации оказываются неуспевающие ученики и те, кто испытывают трудности дома или в школе. Преодолеть трудности им поможет наставник – это классный руководитель или же иной педагог. Наставник нужен для моральной поддержки и обсуждения с учеником успехов и проблем. В свою очередь администрация взаимодействует с наставниками, чтобы определить, как идет процесс.
  2. Классный руководитель может поддерживать учебный настрой и рабочее настроение на ежедневных онлайн-линейках. Даже небольшая встреча, на которой обсуждаются планы, проявляется обратная связь и проговариваются проблемы и трудности, дает учащимся чувство психологической защищенности.

При любом уровне преподавания особое внимание нужно обращать на слабоуспевающих учеников. Для них должны быть предусмотрены индивидуальные консультации, выполненные ими задания должны быть проверены в первую очередь. 

Конспект урока должен быть дополнен информацией для учителей или опекунов учеников младших классов, детей с ОВЗ и тех, кто находится на домашнем обучении.

Классным руководителям необходимо контактировать с каждым учеником, чтобы дети осознали, что их всегда ждет поддержка со стороны преподавателей. А поддерживая детей, педагоги тем самым поддерживают и их родителей. Самое главное – необходимо сохранить добрые отношения с классом, с родителями детей, нужно пройти через все препятствия только вместе, не вызвав ожесточения друг против друга по возвращении в школу.