Новости школы

Групповой чат

Занятие 26. Инклюзивная образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации

Идеей инклюзивного образования является борьба с любой формой дискриминации детей с особенностями развития в образовательной сфере, а также необходимость обеспечения доступности образования и разработки условий обучения для детей с особыми потребностями.

Главным правилом в плане интеграции ребенка в инклюзивном образовательном процессе является то, что не ребенок должен адаптироваться к учебному процессу, а сам образовательный процесс должен адаптироваться индивидуально к каждому ребенку, его особенностям и нуждам.

Чтобы качественно создать благоприятную среду для инклюзивного обучения, необходимо учесть особенности профессионально-педагогической деятельности. 

К особенностям профессионально-педагогической деятельности в рамках инклюзивного образования относятся:

  • анализ индивидуальных особенностей ребенка и дальнейший отбор учебного материала с учетом этих особенностей;
  • вариационность и поливекторность профессионально-педагогических действий и возможность их адаптации по мере необходимости;
  • сбор учебного материала, который необходим для создания эффективного учебного процесса, с задействованием широкого спектра знаний;
  • регистрация и анализ особенностей ребенка для его включения в разнообразные виды деятельности;
  • расширение и овладение альтернативными коммуникативными возможностями для использования их при необходимости в образовательном процессе. 

Работа в рамках инклюзивного образования не является привычно педагогической деятельностью и требует подробного изучения педагогом особенностей данной практики. В таком виде педагогической работы необходимо сочетание разных профессионально-педагогических видов деятельности. 

Для совместного создания и сохранения благоприятных условий образовательной среды педагог обязан:

  1. Тактично планировать темп и методологический арсенал для проведения занятий, учитывая индивидуальность темпа и характера учебной деятельности различных детей.
  2. Быть готовым адаптировать образовательный процесс в связи с обстоятельствами.
  3. Сотрудничать со всеми родителями детей класса.
  4. Находить, анализировать, а также решать проблемы в процессе обучения детей. 
  5. Владеть различными видами коммуникации, соответствующими индивидуальным особенностям детей.

Для адаптации детей с особенностями перед включением их в образовательный процесс педагогу необходимо изучить эти особенности, а также принцип построения самого учебного процесса, чтобы при необходимости изменить его стратегию. Для лучшего адаптирования стратегии к обстоятельствам, а также введения той или иной стратегии необходимо:

  • сознательно и самокритично размышлять о своем преподавании, анализировать и адаптировать процесс преподавания;
  • больше сосредотачиваться на учебном процессе и его управлении, чем на управлении поведением;
  • развивать у детей веру в себя и свои возможности.

Эффективной образовательной адаптации детей способствует создание определенного ряда условий. Основными из них являются:

  1. Индивидуализация процесса обучения.
  2. Подготовка всех участников общеобразовательного процесса к взаимодействию и сосуществованию.
  3. Специальная подготовка и своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
  4. Специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями.
  5. Анализ учебных результатов школьников с ограниченными возможностями и при необходимости корректировка индивидуального образовательного процесса для более эффективного его проведения.

Весь процесс организации инклюзивного образования можно разделить на четыре этапа. Рассмотрим каждый из них.

На первом этапе организации инклюзивного образования нужно провести знакомство с детьми и их родителями. На этом этапе до начала образовательного процесса есть возможность узнать особенности и потенциал каждого ребенка, что поможет педагогу в организации учебного процесса. Во время знакомства есть возможность провести экскурсию по учебному учреждению как для ребенка, так и для его родителей. Также необходимо установить контакт с родителями учащегося, чтобы они поделились проблемами ребенка – это тоже поможет улучшению организации образовательного процесса. Учитель при необходимости может пригласить на встречу специалистов учебного учреждения (логопеда, психолога и т.д.), которые помогут ребенку в плане развития необходимых навыков.

Вторым этапом является адаптация ребенка к учебному процессу. На данном этапе учитель может предложить план учебного процесса для ребенка в картинках. Также необходимо сформировать у детей алгоритм действий при возникновении определенных ситуаций: если ребенок захотел в туалет, если следующий урок – физкультура, что делать перед походом в столовую, как готовиться к следующему уроку и т.д.

У детей с особенностями развития часто снижен темп деятельности, поэтому необходимо анализировать скорость работы каждого ребенка. Необходимо позволить каждому ученику выполнять работу с оптимальным для него темпом. Это позволит учащимся даже с очень низким темпом работы почувствовать себя участниками общего процесса.

Третьим этапом является включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками и в целом организация социальной интеграции ребенка в учебном учреждении. В случае с детьми с особенностями развития инициатором такого взаимодействия является учитель или психолог. Чаще всего учащиеся с готовностью идут знакомиться с одноклассниками. Бывает, что на начальных этапах знакомства ребенку сложно запоминать имена (реже – лица) окружающих его детей и взрослых. Данную проблему можно решить, если сделать для ребенка альбом с фотографиями и именами.

На четвертом этапе необходимо организовать пространство не только внутри классной комнаты, но и вне её пределов.

Ключевые моменты, которые должны быть обязательными при интеграции ребенка в образовательную среду, – это социальная и педагогическая интеграция.

Основой инклюзивного образования является сотрудничество, без которого невозможно добиться каких-либо результатов в процессе инклюзивного образовательного процесса. Таким образом, можно считать, что сотрудничество является принципом создания эффективного учебного процесса. Ни одна другая область педагогики не требует такого тесного сотрудничества и взаимодействия самых различных сфер педагогики, медицины и т.д., как инклюзивное образование. Лишь кооперация позволяет достичь таких преимуществ в плане инклюзионного образования, как синергическое взаимодействие всех участников инклюзионного образовательного процесса, возможность более эффективного и быстрого преодоления проблем, которые будут возникать на протяжении всего учебного процесса, слаженные и скоординированные действия по предоставлению услуг участникам данного процесса.

Чтобы достичь сотрудничества, необходимо следовать определенным принципам. Основные из них следующие: 

  • определение общих и конкретных целей;
  • распределение ответственности, но необходимо не исключать и общей ответственности за какое-либо решение или результат;
  • создание атмосферы, при которой будет существовать взаимодоверие и взаимоуважение, принятие решений и достижений других, возможность принять идеи для взаимной выгоды;
  • создание дней для обсуждения работы в сотрудничестве.

Формами кооперации являются взаимообучение, консультация, вовлечение родителей. Последняя форма – это наиболее эффективный вид сотрудничества, т.к. родители играют главную роль в образовании ребенка.

Процесс инклюзивного образования наиболее трудный для всех его участников, но при соблюдении ими определенных принципов и правил можно достичь необходимых результатов. Нужно не забывать, что в данном процессе каждое звено является важным и при исключении хотя бы одного из них будет сложно (а в определенных случаях – невозможно) создать гармоничную образовательную среду.