Новости школы

Групповой чат

Занятие 27. Профессиональное и личностное развитие педагога инклюзивного образования

В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Инклюзивная образовательная среда формируется учителем и целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. 

В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструктор по ЛФК, воспитатели дополнительного образования.

В нормативно-правовых документах отмечается, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»). Данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время становится весьма актуальной. 

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимо:

  • представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Современная психология и педагогика для определения готовности учителей также вводит понятие профессиональной компетентности (А. К. Маркова, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм.

В последние несколько лет отмечается также усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагога как субъекта профессиональной педагогической деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, И. П. Цвелюх и др.).

В структуру инклюзивной компетентности включаются мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операционный компоненты. Модель формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки основывается на технологии контекстного обучения и включает последовательность трех взаимообусловленных  этапов: информационно-ориентировочного, квазипрофессионального и деятельностного.

Так же под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Авторами отмечается, что профессиональная компетентность проявляется в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах с использованием определенного образовательного пространства. 

Группы профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов в области инклюзивного образования:

  • видеть, понимать и знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса;
  • создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы и возможности общеобразовательного учреждения для развития детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников;
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды.

Перечисленные группы задач проектируются и реализуются в процессе повышения квалификации педагогических работников. 

При полноценной организации профессиональной переподготовки педагогов кроме специфического содержания необходимо подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у преподавателей системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.

Определяя личные качества современного педагога, работающего в условиях инклюзивного образования, необходимо отметить важнейшие профессионально значимые черты личности педагога-гуманиста, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии. Это такие качества, как милосердное отношение к особенным детям и желание быть им полезным, высокая положительная самооценка, эмпатия, ответственность и внутренний локус контроля, терпение и терпимость, толерантность к стрессовым ситуациям, уважение к личности проблемного ребенка (субъект-субъектный характер отношений). 

Педагог должен знать и интуитивно чувствовать, как и с кем общаться в системах:

  • педагог в условиях инклюзивного образования и ребенок;
  • педагог в условиях инклюзивного образования и родители (либо микросоциальное окружение);
  • педагог в условиях инклюзивного образования и врач (например, невролог);
  • педагог-учитель в условиях инклюзивного образования и воспитатель;
  • педагог в условиях инклюзивного образования – врач – ребенок – родители.

Признание ценности личности ученика, воспитанника, развитие его способностей, сотворчество педагога и ребенка на основе гуманных отношений, их равноправное диалогическое общение, ценностно-мотивационные установки педагога, ориентированные на становление личности ребенка с ОВЗ, являют собой суть гуманистической парадигмы специального образования.

Рассматривая профессиональную компетентность, отметим, что гуманистическая цель педагогического образования интегрирует личностную позицию будущего педагога (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности) и его профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность).

Данное единство определяет тот уровень развития учителя или воспитателя, работающего с детьми с ОВЗ, как педагога-гуманиста, который обеспечивает его готовность принять на себя ответственность за судьбу ребенка с отклонениями в развитии, за его будущее.

Таким образом, процесс подготовки будущего педагога, работающего с детьми с ОВЗ, должен состоять из трех систем ценностей, подлежащих передаче и усвоению:

  • содержания образования как системы необходимых профессиональных знаний;
  • практического обучения, формирующего систему профессиональных умений и навыков будущего педагога;
  • профессионального воспитания как системы развития установок профессионального характера.

Дополнительные материалы