Новости школы

Групповой чат

Занятие 25. Общие основы педагогики инклюзивного образования

Инклюзивное образование – социальный феномен развития образовательной системы. В узком смысловом значении инклюзивное образование – это включение человека с особыми потребностями в общеобразовательный процесс для освоения социального опыта и существующей системы общественных отношений. В широком смысле инклюзивное образование можно рассматривать с опорой на значение данного термина на французском языке (от франц. inclusif – включающий в себя).

В настоящее время в нашей стране превалирует трактовка инклюзивного образования только как обучения инвалидов в смешанных или коррекционных группах образовательных учреждений.

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого человека на образование, что закреплено в документах организации ООН, подписанных Российской Федерацией (так, в 2008 г. Россией была подписана Конвенция о правах инвалидов). 

Особое место отводится инклюзивному образованию в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где формулировка «Новая школа – это школа для всех» обозначает роль инклюзивного подхода к образованию. Поиск путей развития новой школы таким образом, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности – это еще одна причина, по которой необходимо выделить инклюзивную педагогику в качестве объектной области научного исследования.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Инклюзивная педагогика призвана обеспечить теоретическое представление педагогических процессов в условиях инклюзивного образования. К педагогическим понятиям, на основе которых происходит осмысление педагогической практики «включающего» образования, относятся инклюзивное образование, инклюзивное обучение детей с особенностями развития, образовательная инклюзия, социальная инклюзия, социальная интеграция, эксклюзия и др.

Как указывает В. А. Сластенин, проблема личности и её развития в специально организованных условиях является одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики. В рамках инклюзивной педагогики необходимо исследование, описание и проектирование условий, в которых будут снижены барьеры развития личности особых детей, имеющих те или иные нарушения развития. 

В этих целях необходимо обеспечить:

  • раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;
  • новую систему ценностей с установкой на политкорректность и толерантность;
  • вовлечение ребенка с особенностями развития в разнообразные формы познавательной, практической, творческой, социальной деятельности;
  • предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам;
  • изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам,
  • изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки.

Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Ориентация инклюзивного образования на создание условий для включения детей с особыми потребностями в пространство деятельности, которое осваивается их сверстниками, обеспечивает возможность личностного развития ребенка, его адаптацию в обществе.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Инклюзивное образования расширяет границы общения ребенка с особенностями развития и его родителей. Важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, а гарантированная связь особенных детей со своими сверстниками в условиях инклюзивного образования – фактор успеха социализации.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, отражаясь в целях и содержании педагогической деятельности и педагогического исследования. В перестройке системы специального образования отражаются ценности современной эпохи, важнейшей тенденцией организации образования детей с ограниченными возможностями становится интеграция в пространство массового образования. 

Инклюзивный подход в образовании означает переход к «социальной» модели, которая утверждает:

  • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
  • причина инвалидности ­в существующих в обществе барьерах, стереотипах и предрассудках.

Инклюзия в образовании ориентирована на снижение барьеров на пути социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – это путь преодоления дискриминации в образовании, отчуждения целого ряда социальных групп от возможностей получения образования в силу неравных стартовых условий.

Развитие инклюзии в образовании может быть осуществлено при следующих условиях:

  • переход от констатации необходимости развития инклюзивного образования к созданию единой государственной политики и нормативно­-правовой базы развития инклюзивного образования;
  • развитие инклюзивного образования в системе профессионального педагогического образования, создание центров по переподготовке педагогических кадров для работы в учреждениях инклюзивного обучения;
  • изменение ментальности педагогического сообщества, формирование позитивных установок и толерантного отношения у всех участников педагогического взаимодействия к «несхожести» (различию) обучающихся;
  • разработка новых психолого­-педагогических технологий в решении образовательных задач;
  • вовлечение в процесс развития инклюзивного образования представителей родительской общественности, общественных организаций и других заинтересованных участников.

В российском образовании происходит активное развитие идей инклюзии в системе дошкольного и школьного образования, закладываются основы институализации инклюзивного образования, происходит централизованное внедрение изменений в дошкольное и начальное школьное образование, выстраиваются маршруты непрерывного образования. Например, департамент Москвы в рамках программы «Московское образование от младенчества до школы» предложил маршрут обучения для ребенка с ОВЗ с учетом шаговой доступности дошкольного образовательного учреждения, школы (СОШ или СКОШ), центра психолого-­педагогического сопровождения, учреждения дополнительного образования, других заинтересованных учреждений (поликлиники, учреждения соцзащиты, общественных организаций и т.п. 

В качестве основных принципов непрерывного инклюзивного образования можно выделить:

  • принцип преемственности деятельности образовательных учреждений в организации системы непрерывного «включенного» образования;
  • принцип социального партнерства учреждений образования, здравоохранения, социальных служб, государственных органов, общественных организаций;
  • принцип комплексности действий в формировании безбарьерной образовательной среды;
  • принцип профессиональной компетентности педагогов для обеспечения непрерывной поддержки обучающихся с особыми потребностями;
  • принцип вариативности организации процесса обучения и воспитания.

Уточняя понятийный аппарат инклюзивного образования, необходимо понимать, что он опирается на философию, концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:

  1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек уникален.
  3. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
  6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут. 
  7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Итак, инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Инклюзивное образование не отождествляется с обучением в классах (группах) компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классах (группах), создаваемых в образовательных учреждениях общего типа. 

Каждый интегрированный ребенок нуждается в специальной педагогической помощи и психологической поддержке. В образовательном пространстве страны должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной помощи детям с отклонениями в развитии, интегрированным в общеобразовательные учреждения.