Новости школы

Групповой чат

Занятие 23. Цели, задачи и основные составляющие инклюзивного образования

Состояние здоровья подрастающего поколения является одной из сложнейших современных проблем, требующих комплексного решения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% имеют отклонения физического и психического здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, социального и душевного благополучия.

Такая ситуация актуализирует поиск средств формирования здорового образа жизни и развития ребенка как системы взаимосвязанных между собой видов деятельности детско-взрослых сообществ, которая способствует сохранению здоровья подростков с ОВЗ и их развития. В настоящее время это важная проблема, в контексте которой рассматриваются вопросы здоровьесберегающих технологий и формирования социальных компетенций – основы для успешной адаптации таких детей в многообразном мире.  

Инклюзивное образование – процесс обучения и воспитания обучающихся с особыми потребностями. Цель инклюзивного образования – поддержать образование для всех слоев населения, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех учащихся в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

  1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. 
  2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к обучающемуся с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов. 
  3. Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
  4. Интеграция процесса освоения общих и профессиональных компетенций, знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта.
  5. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции обучающихся с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия обучающемуся и его семье, помощи педагогам.
  6. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
  7. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
  8. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
  9. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и обучающимся с ОВЗ.

Инклюзивное образование разрабатывает подходы к преподаванию и обучению, которые будут более гибкими для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Основные принципы инклюзивного образования:

  • добровольность участия в образовательном процессе инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
  • обеспечение условий обучающимся, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение в образовательный процесс лиц с ОВЗ, их личностную самореализацию;
  • создание материально-технической базы для беспрепятственного доступа лиц с ОВЗ к получению профессионального образования;
  • подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Вебинар «Инклюзивное образование. Основные принципы и практическая реализация»