Новости школы

Групповой чат

Занятие 22. Использование социальных сетей в педагогических целях

Повсеместное использование сети Интернет способствовало изменению привычных методов и сфер коммуникаций, в частности, привело к появлению социальных сетей, которые стали незаменимыми коммуникационными инструментами. Современные тенденции в развитии информационных и коммуникационных технологий меняют многие аспекты процесса образования: от роли участников до форм и методов доставки знаний. Появились перспективы использования социальных сетей в учебных целях. Данная практика обладает преимуществами и недостатками, что и стало причиной обсуждения в последние годы.

Социальная сеть (от англ. Social networking service) – платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.

А. С. Дужникова выделяет следующий обязательный функционал, имея который, сайт может называться социальной сетью:

  • возможность создания индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе;
  • возможность многофункционального взаимодействия пользователей: отслеживание присутствия собеседника(-ов) в сети, информирование о просмотре сообщений;
  • возможность достижения совместной цели путем кооперации;
  • возможность обмена материалами;
  • возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов.

Кроме того, портал, позиционирующий себя как социальную сеть, должен быть автоматизированным и предоставлять пользователям удобный функционал для реализации всех названных возможностей.

Согласно статистическим данным, самой популярной сетью в мире остается Facebook. Вторая и третья позиции принадлежат Youtube и Instagram. На территории Российской Федерации большинство пользователей отдают предпочтение сети «Вконтакте». 

Социальные сети имеют огромный потенциал в распространении образования среди молодежи. E. H. Павличева обращает внимание на то, что внедрение социальных сетей в образовательный процесс «формирует новую культуру мышления, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, повышает информационную культуру».

Для раскрытия содержания понятия следует разделить рассматриваемые социальные сети на следующие категории: специализированные и неспециализированные (общего пользования)

Специализированные созданы для коммуникации специалистов определенной отрасли знаний. Среди наиболее популярных социальных сетей необходимо выделить следующие: 

  • платформа работников образования;
  • образовательная платформа введения электронных дневников;
  • сетевое образовательное сообщество. 

Многофункциональность социальных сетей позволяет успешно внедрять их в учебный процесс, в частности, для изучения иностранных языков. Высокой популярностью пользуется сообщество для изучения иностранных языков Busuu  и портал культурного общения Interpals. 

Среди неспециализированных сетей стоит отметить такие, как Вконтакте, Facebook, Twitter, LinkedIn, Одноклассники и др.

Социальные сети предоставляют широкие возможности для взаимодействия преподавателей с обучающимися. Наличие постоянного доступа к сети Интернет позволяет педагогу обеспечивать обучающихся различного рода методическими пособиями, проверять самостоятельные работы, что способствует непрерывности учебного процесса и планированию учебной и научной деятельности обучающихся. Например, функция ведения диалогов позволяет осуществлять командную работу над общими проектами. Имеется возможность выкладывать мультимедиа, проводить голосования, опросы и многое другое. Обсуждение спорных вопросов и введение дискуссий в сообществах является неотъемлемой частью учебного процесса, так как стимулирует инициативность обучающихся и развивает рефлексивное мышление. Данные платформы позволяют находить единомышленников по различным дисциплинам, вести блоги и создавать сообщества. 

Известные научные журналы и сайты имеют официальные страницы в большинстве социальных сетей. Использование преподавателями социальных сетей для решения своих профессиональных задач повышает их уровень коммуникативных компетенций. С помощью социальных сетей у преподавателя появляется возможность проводить аудиторные лекционные занятия в интерактивном режиме. Например, с помощью «Twitter» учащиеся в процессе прослушивания лекции могут задавать вопросы и обсуждать представленный материал в формате микроблога, не мешая при этом преподавателю.

К преимуществам социальных сетей относится возможность просмотра ленты новостей других участников. Этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. Обучающиеся могут быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одноклассников и преподавателя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует работу учащихся. 

К недостаткам относится невидимость субъекта коммуникации и слабая регламентированность поведения, которые приводят к нарушению социальных ролей участниками коммуникационного процесса. Погружение в виртуальное общение заменяет реальные взаимоотношения, что впоследствии может привести к расстройствам социально-психологического характера: нездоровой зависимости от общественного мнения и падению самооценки. Однако кроме нанесения вреда психологическому здоровью, длительное времяпровождение в социальной сети негативно влияет на физическое здоровье. Социальные сети вызывают зависимость, снижение продолжительности концентрации внимания, информационную зависимость, утомление, стресс, отчуждение и снижение интеллекта. Реклама в социальных сетях создает условия для манипуляции сознанием людей, отвлекая пользователя от просмотра заранее запланированной информации. 

Наряду с вышеперечисленными проблемами, стоит обратить внимание на следующие: 

  • формирования сетевой этики;
  • информационное неравенство;
  • риск всплеска информационной преступности: воровство паролей и фишинг.

Также проблемой является отсутствие технической возможности доступа к социальным сетям в учебных заведениях, высокие материальные затраты на поддержку занятий в условиях непрерывного обучения. 

Стоит отметить, что и работа преподавателя в социальных сетях остается недооцененной. В подавляющем большинстве социальные сети не обладают функцией введения электронных журналов по сравнению с «системами управления обучения LMS (англ. learning management system)». LMS является основой системы руководства учебной деятельностью, которая используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы, основанные как на содержательном, так и на коммуникативном компоненте.

Безопасность пользователя в Интернете подвергается сомнению. Поскольку многие социальные сети работают на основе предполагаемого доверия, профили пользователей отображаются и доступны для зарегистрированных пользователей и гостей по умолчанию, даже если они не принадлежат к одной сети. В последнее время многие сети стали предоставлять возможность самостоятельно установить уровень раскрытия информации. Однако данная функция доступна не для всех платформ. В связи с этим к недостаткам социальных сетей относится низкий уровень защиты конфиденциальных персональных данных. 

Имеющиеся проблемы можно решать посредством детального анализа возможностей социальных сетей, разработки и внедрения новых методик обучения с использованием социальных сетей, повышения квалификации преподавателей и материального стимулирования педагогов. Важно способствовать сотрудничеству педагогов с создателями социальных платформ в целях разработки удобного инструментария, поскольку на данный момент очевиден разрыв между достижениями современного социального программного обеспечения и его применением в образовании. Необходимо проводить исследования для определения степени влияния социальных сетей на удовлетворенность учащихся процессом обучения, мотивацию учащихся и другие поведенческие особенности.

Умелое использование социальных сетей, вне всякого сомнения, позволяет педагогам делать занятия более интересными и эффективными. Современный педагог может доказать, что социальные сети являются не только средством развлечения и общения с друзьями, но и рабочим инструментом. Доступность, популярность, прогрессивность, гибкость, удобный инструментарий, возможность участия в совместных проектах – все эти факторы говорят в пользу использования социальных сетей в обучении.

Таким образом, социальные сети имеют огромный потенциал в распространении образования. Однако стоит отметить, что существуют некоторые проблемы, решение которых возможно благодаря сотрудничеству разработчиков программных средств со всеми участниками учебного процесса, созданию и апробации новых методик обучения. Теоретическая база доказывает положительный эффект социальных сетей: они усиливают существенное взаимодействие в образовательной среде социальных групп, а также направлены на укрепление ценностей, обмен мнениями и опытом. Пользователи социальных сетей, формируя новое информационное пространство, содействуют не только развитию электронного образования, но и образования в целом.