Новости школы

Групповой чат

Занятие 21. Педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних

Одной из актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным поведением. В профессиональной среде можно встретить самые разные взгляды на сущностные основания понятия «дети с девиантным поведением». Одни исследователи (А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева и др.) полагают, что к названной категории детей следует относить всех психически здоровых детей (с отклонениями в пределах нормы), имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие недостатков воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия. Другие исследователи (В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий, Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова) считают, что учащиеся с девиантным поведением – это дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждающиеся в специальной помощи, без которой не смогут справиться со сложившейся ситуацией.

Профилактика девиантного поведения – деятельность субъектов профилактики по реализации системы общих и специальных мероприятий на различных уровнях организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.

Различают две стратегии профилактики: негативно-ориентированная и позитивная. В основе негативной профилактики акцент сделан на отрицательных последствиях девиаций (вредное влияние на психику и организм человека и др.). Позитивная профилактика ориентирована на усиление защитных факторов личности, воспитание личностно развитого, устойчивого к влиянию внешних негативных факторов человека, способного противостоять множественным факторам риска. Важным представляется и то, что позитивная профилактика ориентируется не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации жизненного предназначения. Как считают В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов, позитивность заключается в том, что профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей Родины.

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика – это раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное поведение; работа с «группой риска» (например, с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения). Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. Первичная, вторичная и третичная формы профилактики тесно связаны между собой и разделить их очень сложно.

Направления психопрофилактической работы:

  • Организация социальной среды предусматривает осуществление воздействия на социальные факторы, которые детерминируют девиации. Воздействие может быть направлено на общество в целом, семью, социальную группу или на конкретную личность.
  • Информирование предусматривает воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений через организацию лекций, бесед, распространение специальной литературы, видео- и телефильмов и пр.
  • Активное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется в различных групповых тренингах: тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др.
  • Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, связана с представлениями о заместительном эффекте девиаций через формирование потребностей, стойких интересов, приобщение к разным видам активности, творческой деятельности.
  • Организация здорового образа жизни предусматривает формирование представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
  • Активизация личностных ресурсов связана с возможностью самовыражения, участием в группах общения и личностного роста, что обеспечивает активность личности, формирует устойчивость к негативным внешним воздействиям.
  • Минимизация негативных последствий девиантного поведения используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Принципы профилактической работы (по Ю. А. Клейбергу):

  • комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
  • адресность (учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик);
  • массовость (приоритет групповых форм работы);
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников; 
  • максимальная ответственность личности;
  • устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).