Новости школы

Групповой чат

Занятие 20. Организация подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах 

Олимпиады, как показывает педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий); существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

Для обеспечения успешной подготовки школьников к предметным олимпиадам необходимо организовать данный вид работы в течение всего учебного года. 

К олимпиаде или конкурсу учеников готовят учителя-предметники по своему профилю. При этом руководитель образовательной организации должен создать нужные условия, чтобы подготовка была эффективной: выделить кабинеты и аудитории для занятий, закупить и предоставить необходимое оборудование, оформить соглашение с учителем на проведение дополнительных занятий, если они не входят в его обязанности по трудовому договору.

Необходимо проводить мероприятия с учителями, чтобы мотивировать их к работе с одаренными детьми и расширять педагогический опыт. Например, организовать учительские мастерские, конференции по обмену опытом. Так учителя смогут перенять полезные навыки в работе с детьми.

Можно обсудить на педагогическом совете, почему учителям важно, чтобы учащиеся принимали участие в олимпиадах и конкурсах и добивались успехов. Администрация может использовать моральные и материальные стимулы.

Психологу необходимо принимать участие в мероприятиях с учителями, чтобы объяснить им, как правильно найти подход к одаренным детям, мотивировать их на подготовку к олимпиаде.

Для организации подготовки детей к олимпиадам и конкурсам учителям можно порекомендовать применение следующих правил:

  • готовить учеников систематически с начала учебного года, постепенно усложняя материал;
  • использовать элективные курсы для развития творческих способностей детей;
  • разрабатывать индивидуальные программы подготовки для каждого учащегося, которые отражают его специфику развития;
  • использовать в рамках основных образовательных программ интеллектуальные соревнования, мини-конкурсы по разделам программы;
  • делать акцент в обучении на совершенствование и развитие экспериментальных навыков обучающихся, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении задач.

Чтобы подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам, на каждом этапе работы учителю-предметнику следует:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая его психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • обозначить периоды проверки знаний ученика и выбрать формы контроля – тесты, устный опрос и т.д.

Также учитель должен:

  • больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач;
  • изучать с детьми материал, который не входит в программу школьного курса;
  • учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий, поэтому к олимпиаде надо серьезно готовиться. 

Олимпиада – это внеклассная, внеурочная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить сами олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо:

  • поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала;
  • применение индивидуального подхода к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Некоторые направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам

  1. Работа на уроке. Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. 

Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени, а время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение похожих заданий на уроке, сэкономит время на решение других задач.

При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задания, которые были на олимпиадах различного уровня. Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.

  1. Творческие и олимпиадные домашние задания.

Один из путей подготовки к олимпиадам – задания на дом типа: «Составь задачу, аналогичную составленной в классе»; «Придумайте ребусы по теме»; «Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); «Придумайте задачу-сказку по теме» и т.п. 

В качестве домашней работы можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задания прошлых лет. Следует дать учащимся рекомендации пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно.

  1. Внеклассная, внеурочная работа.

Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. 

Можно выделить следующие три вида внеклассной работы:

  • Индивидуальная работа – это такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.
  • Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся (факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы). В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
  • Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом: вечера, научно-практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

  1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельной работы учащимся, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
  2. Принцип активности знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, получаемыми в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
  3. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
  4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, поскольку он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, т.к. способствует повышению прочности знаний и умений, развивает навык анализа не только успехов, но и недостатков.
  5. Индивидуальный подход предусматривает применение индивидуальной программы подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающей его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
  6. Психологический принцип. Считается необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни. Нужно увидеть задатки в ребенке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Активное участие ребят в предметных олимпиадах – это своеобразная психолого–педагогическая диагностика, которая позволяет проанализировать, насколько каждый ребенок готов интеллектуально, какие интересы и предпочтения у него есть, насколько сформированы его умения в самоорганизации, самопрезентации, какие есть трудности. Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки школьников.

В ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося:

  • высокий уровень самоорганизации;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость, комбинаторность, нестандартность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий;
  • сформированность навыков эмоциональной саморегуляции;
  • стрессоустойчивость.

Основные рекомендации для учителя

  1. Подготовка к успешному участию ребенка в предметных олимпиадах – это индивидуальная работа учителя и ученика. Необходимо начать с определения того, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете, выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке к олимпиаде, позволит ему решить сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор. Помните, что участие в олимпиадах для учащегося – дело добровольное. 

Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как они проявляют свои способности на уроке. Труднее, если учитель берет новый класс или (такой опыт есть во многих школах) учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает. Тогда педагог может провести беседу с учителями-предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.

  1. Нужно провести беседу с самим учеником, чтобы прояснить вопросы его готовности начать подготовку к участию в олимпиадах, наличия у него свободного времени для дополнительных занятий. 

Не настаивайте на участии ребенка в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса. Это должен быть его выбор. Поймите, что ваш предмет не единственная сфера интересов учащегося. 

Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь, очень необходимы в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузки при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.

  1. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше – за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным: он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например, с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки.
  2. Необходимо разработать и подготовить дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации.
  3. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнения заданий, т.к. ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников. Также ему нужно изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ. Как считают организаторы Заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, ученик 9 класса, претендующий на призовое место в заключительном этапе, должен изучить по предмету программу профильного уровня старшей школы.
  4. Используйте при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит вашим ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде; расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР.
  5. Хвалите своих учащихся – участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами. Любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать полученные знания.
  6. Занимайте самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях, ведь наука не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения, учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета.

Победителей внутришкольных олимпиад учителя готовят к городской олимпиаде. Подготовка к городскому туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого её участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается её последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного предмета, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.