Новости школы

Групповой чат

Занятие 19. Выявление обучающихся для участия в олимпиадах

Для одаренного ребенка участие в любом конкурсе или олимпиаде – это занятное соревнование. Этот азарт определяет мотивацию одаренных обучающихся для развития своих знаний и умений в выбранной предметной области.

Проблема раннего выявления одаренных детей – одна из самых важных в сфере образования. От её решения в немалой степени зависит интеллектуальный и экономический потенциал нашего будущего. Поэтому проведение в школе систематизированной и качественной работы с мотивированными и способными учащимися является приоритетным.

Олимпиадное движение является одним из направлений выявления одаренных детей. Цели проведения олимпиад – это выявление одаренных детей в определенной отрасли знаний, развитие их познавательных интересов, потребностей и познавательной активности, проверка знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности.

Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, ведь некоторые способности учеников не проявляются на уроках. Дети старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои возможности при решении нестандартных заданий.

Одаренные учащиеся отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебного процесса.

Понимание сути одаренности исключительно важно.

Существует три условных группы одаренности:

  • учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
  • учащиеся с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
  • учащиеся, не достигающие по каким–либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

На развитие одаренности и её своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся:

  • личностные характеристики; 
  • характеристики окружения; 
  • мотивация достижения;
  • ожидание успеха;
  • готовность к напряжению;
  • стремление к знаниям;
  • критические события жизни;
  • способность к преодолению стресса;
  • ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;
  • успешный и неуспешный опыт;
  • образование родителей;
  • микроклимат в семье, в классе, на уроке.

Согласно Мюнхенской модели одаренных детей отличают:

  • высокоинтеллектуальные способности;
  • креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);
  • быстрое усвоение и выдающаяся память;
  • интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
  • высокая личностная ответственность;
  • убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
  • позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой.

Поэтому олимпиада может стать эффективным средством выявления одаренных школьников за счет правильного подбора заданий. Для этого нужно, чтобы задания в олимпиадном комплекте не носили исключительно репродуктивный характер. Вопросов конвергентного типа (проверяющих конкретные знания и допускающих единственно верный ответ) должно быть минимальное количество (их «стоимость» не должна превышать 1/3 максимального количества баллов). Основу комплекта интеллектуально-творческой олимпиады составляют задания дивергентного типа (имеющие множество вариантов решений или не имеющие однозначного решения).

К заданиям необходимо прилагать и дополнительные материалы, направленные на интеллектуальное развитие, а также на поддержку и стимулирование детского творчества.

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и самоотдачи. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах. Следует добавить, что процесс выявление одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологических опросов можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Можно использовать следующие методики:

  1. Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е. Туник);
  2. Диагностика креативности (Е.Торренс);
  3. Методика «Интеллектуальный портрет» (А. Савенков);
  4. Методика «Карта одаренности» (А. Савенков) и др.

Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей (методика «Палитра интересов», «Карта одаренности» и др.). Мало выявить одаренных детей, нужно, чтобы ученики сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде или конкурсе, учитель должен выработать у них позитивную мотивационную стратегию. 

Для этого можно использовать разные приемы:

  • мотивировать содержанием – использовать познавательную потребность детей: выстраивать задания «от простого к сложному», чтобы ученики постепенно усваивали большие объемы информации; 
  • мотивировать процессом – ученикам необходимо сознавать себя частью сообщества единомышленников. Когда ребенок постоянно находится в общей атмосфере решения проблем, задач, обсуждения, он будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки на победу и успех.

Олимпиада как одна из форм выявления одаренных детей должна не пугать и отталкивать школьников своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала. В отличии от уже приевшихся тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач.