Новости школы

Групповой чат

Занятие 18. Формы и методы работы с родителями

Одна из задач школы – это создание условий для развития ребенка и его отношений с семьей. Основным средством её решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется метод работы по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методический инструментарий их может быть различным, он определяется самими участниками работы.

  1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
  • творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;
  • открытые уроки, проводимые в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;
  • познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);
  • общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу; родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);
  • праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
  • турниры знатоков: количество групп соответствует количеству туров, каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир можно проводить по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа);
  • учебные занятия с участием родителей;
  • участие родителей в организации и работе факультативов, предметных кружков;
  • совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности детей; 
  • тематические собрания-дискуссии по проблеме учебы, например: «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.;
  • деловые игры в старших классах, направленные на формирование способности ориентироваться в реальном мире;
  • участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения.
  1. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
  • выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
  • организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;
  • организация родителями экскурсий на предприятия;
  • проведение классных собраний-дискуссий по профориентации, например: «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;
  • организация встреч-бесед с родителями, например: «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»;
  • оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности;
  • проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий;
  • организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т.д.).
  1. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
  • знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
  • обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;
  • просмотр, обсуждение фильмов;
  • подготовка концертов, спектаклей;
  • проведение Дня радости;
  • дискуссии, классные собрания по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек – какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;
  • акции по оказанию помощи престарелым;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии в музеи, культурные центры;
  • организация Школы гражданина, занятия в которой проводятся с участием родителей.
  1. Подготовка учащихся к семейной жизни:
  • создание Клуба семейных встреч, цель которого – знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;
  • организация Школы будущего семьянина, цель которой – знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;
  • обсуждение на классном собрании тем «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;
  • конкурс «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурс богатырей» (между отцами, учащиеся помогают);
  • конкурсы «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;
  • занятия по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами);
  • конкурс рыцарей и дам.
  1. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, систематическая диагностика состояния здоровья детей:
  • просвещение детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
  • пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
  • систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;
  • определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
  • устройство детей в секции, спортивные коллективы;
  • организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.); 
  • проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
  • туристические слеты, походы.

Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью следует создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

  • организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т.п.);
  • проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
  • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др.;
  • выставки результатов труда родителей.

Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу:

  • знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в жизни каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
  • пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка.

Развитию отношений в семье, школе и классе способствуют:

  • конкурсы «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;
  • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
  • выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядных материалов, выступление, представление проекта и т.п.);
  • выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты, описать наблюдения, провести опыты, определить заказ на изготовление предметов быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда, подготовить сообщение и т.п.);
  • совместные занятия, практикумы родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и др. (с учетом предложений родителей и учащихся);
  • создание совместных объединений по интересам клубного типа.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как и педагоги, каждый отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умение осмысливать события, поэтому в решении ряда воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. 

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, и, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

  1. Родительское собрание – основная форма работы педагогов с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллектива. Классный руководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета (актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.
  2. Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. 

Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны и лучше, если родители – не пассивные слушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны с организацией и проведением занятий. 

В этой связи при организации психолого-педагогического просвещения родителей целесообразно следующее:

  • использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа с комментариями специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);
  • организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей мозговой штурм в коллективном поиске способов решения проблемы; разработка рекомендаций по обсужденному вопросу, составление памяток, проектов, предложений;
  • проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;
  • информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;
  • подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.

Подготовку занятий лучше осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей, педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.

  1. Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Её проведение имеет смысл, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.
  2. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителям и стать основой для специально подготовленного диспута.
  3. Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем. Для подведения итогов можно подготовить (совету дела, педагогу или кому-то из родителей) обобщающее сообщение, используя специальные источники. Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
  4. Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможно составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей.
  5. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, который при умелом взаимодействии становится проводником их идей.

На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский комитет школы, который формируется из представителей первичных коллективов, реализует решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.

  1. Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. В школе и классах организуются групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.
  2. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются найти способы оказать помощь детям.

Ряд групповых занятий призван вооружить родителей умениями организовывать кружки для детей, клубные формы работы в выходные дни дома.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления-консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и изобретательности, но её эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.

Семьи учащихся очень разные, по-разному складываются отношения педагога с родителями. В современных условиях возникло немало проблем, которые усложняют взаимодействие школы и семьи. Существенно изменились и сами семьи, что отражается на характере и формах взаимодействия школы и должно учитываться при организации работы с родителями и детьми.