Семья является естественной средой развития ребенка, главным институтом воспитания, в котором закладывается основа будущей личности. С того момента, когда ребенок поступает в школу, возникает «педагогический треугольник»: учитель – ученик – родитель. Отношения, складывающиеся между педагогом, учащимися и их родителями, главным образом влияют на достижения и развитие детей. Именно семья должна брать на себя ответственность за образование своего ребенка. Вследствие этого, важнейшим направлением деятельности школы на современном этапе признается педагогическое и социальное взаимодействие с семьями учащихся. Повышение уровня воспитательного потенциала в семье, педагогической грамотности и культуры взрослых составляет содержание педагогического образования родителей учащихся школы и определяет актуальность данной проблемы.
Один из педагогических афоризмов гласит:
Действительно, несмотря на общие интересы семьи и школы, нередко они занимают противоположные позиции и не находят общий язык. В связи с этим важнейшей задачей, которую необходимо решить педагогу, становится формирование активной позиции семьи по отношению к школе и всему образовательному процессу.
Школа вынуждена работать с родителями, пассивно ожидающими от нее значительных результатов в обучении, воспитании и развитии их ребенка. Педагог должен помочь родителям (в соответствии с положениями ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») занять позицию самостоятельного и полноправного субъекта образования своего ребенка, имеющего «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами».
В рамках реализации ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» у общеобразовательных организаций появилась новая компетенция и обязанность – оказывать помощь родителям в воспитании ребенка, охране и укреплении его физического и психического здоровья, развитии индивидуальности присущих только ему способностей, коррекции нарушения их развития. На это указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт, в части о необходимости создания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы образовательной организации, которые должны обеспечивать не только возможность формирования и развития психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности, но и вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Таким образом, партнерство между семьей и школой призвано воплотить законные права и интересы родителей учащихся, а также возместить недостатки родительской компетентности, тем самым формируя новое качество образования.
На данный момент существуют противоречия в понимании родительской компетентности. Родители все больше чувствуют потребность в самообразовании и саморазвитии в части воспитания детей, но, к сожалению, не все осознают, что является важнейшим принципом родительской компетентности.
Под понятием родительской компетентности сегодня понимают:
Опираясь на работы педагогов-психологов, родительскую компетентность определяют как способность родителей организовать семейную социально- педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций. Родительская компетентность – это компетентность родителя в осуществлении компетентного обучения с целью формирования социально-психологической компетентности ребенка.
Недостаток родительской компетентности проявляется в виде незнания как действовать во всевозможных жизненных ситуациях и неумения верно сформировать социально-психологическую компетентность ребенка. Следовательно, семья, выступая активным воспитывающим фактором, является значимым объектом педагогического воздействия школы. При всесторонней поддержке и помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на повышение эффективности всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья становится действенным институтом формирования личности ребенка. В связи с этим одной из целей профессиональной подготовки будущего учителя является формирование у него готовности к взаимодействию с субъектами образовательного процесса: как с учениками, так и родителями.
Основные функции классного руководителя:
Охарактеризуем каждую из этих функций.
При ознакомлении родителей с организацией учебно-воспитательного процесса в школе важным является разработка единых для всех целей воспитания, определение требований, основополагающих принципов отбора содержания и форм организации как в семейном воспитании, так и в образовательном процессе школы.
Противоречие в решении проблемы психолого-педагогического просвещения в рамках современного школьного образования часто возникает вследствие того, что общий образовательный уровень родителей повышается, а с ним повышается и их уверенность в непогрешности выбранной педагогической позиции. При этом фиксируется довольно невысокий уровень педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе.
Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и который проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. В качестве цели педагогического просвещения родителей предполагается наделение их некоторым минимумом знаний, оказание им помощи в самообразовании, формирование воспитательных умений и навыков. Повышение уровня педагогической культуры отцов и матерей, по мнению Е. В. Головневой, может осуществляться через коллективные (лекции, беседы, практикумы, диспуты, конференции) и индивидуальные (индивидуальные консультации и беседы) формы работы.
Задачей каждой школы, каждого классного руководителя является выбор наиболее подходящих форм просвещения, удобных для школы и интересных для родителей (школьные лектории, общешкольные и классные конференции на интересующие родителей темы, индивидуальные консультации, обзоры и выставки соответствующей литературы).
Наблюдения показывают, что вовлечение пап, мам, дедушек и бабушек в совместную с детьми деятельность (в качестве одной из форм становления родительской компетентности) широко практикуется в современных школах. Мотивируется это расширяющимися задачами воспитания во внеурочное время, улучшением взаимоотношений между учителями, родителями и детьми в процессе этой деятельности.
Взаимодействие родителей, учеников и учителей может быть выражено в виде совместного участия в самых разнообразных видах внеурочной деятельности, которые возможно организовать в школе: познавательной, трудовой, игровой, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, социально-преобразующей, проблемно-ценностном общении, художественном творчестве.
Профориентационная работа школы включает встречи родителей разных профессий и учащихся, экскурсии школьников на производство, профконсультации, организацию факультативных и кружковых занятий в соответствии с профилем профессиональной деятельности родителей, участие в работе Совета школ, школьных и классных родительских комитетов.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся связана с решением ряда задач.
Во-первых, она связана с оказанием психолого-педагогической поддержки одаренных учеников, проявляющих склонность к изучению тех или иных учебных дисциплин, демонстрирующих интерес к каким-либо видам внеурочной работы.
Другое направление – оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания – предполагает разрешение противоречий, характерных для детей-подростков, преодоление трудности в половом воспитании детей в пубертатный период, профилактику становления вредных наклонностей и привычек; включает помощь в преодолении асоциального и антисоциального влияния неформальных объединений подростков, профилактику правонарушения.
Во-вторых, к таким задачам относится индивидуальная работа с «проблемной семьей»: семьей с больным ребенком (психически или соматически), семьей с нарушением внутрисемейной коммуникации, семьей в разводе, неполной семьей, социально неблагополучной семьей. В этих случаях работа проводится совместно с такими правоохранительными органами, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделы охраны прав ребенка и опеки департаментов образования.
Но даже в рамках нормального развития семьи имеется множество трудностей, требующих помощи и разрешения. На выполнение этой задачи и направлена психолого-педагогическая работа с семьей, в которой выделяются следующие направления: диагностическое, коррекционное, профилактическое, просветительское.
Все перечисленные выше функции школьной организации, и, в том числе, классных руководителей, направленные на формирование родительской компетенции, способствуют созданию эффективной воспитывающей среды в образовательной организации.
Рассматривать роль педагога, классного руководителя в отрыве от требований обновленных ФГОС ООО невозможно. Важно понимать, что взаимодействие с родителями учащихся и включение их в процесс обучения необходимы не только по педагогическим соображениям, но и являются требованием Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Рассмотрим, что включает в себя ФГОС ООО в рамках вопроса взаимодействия с родителями.
Согласно ФГОС, родителям должно оказываться содействие в вопросах воспитания, а также следует организовывать совместную работу с родителями. Это направление деятельности педагога должно быть отражено в рабочей программе воспитания.
«Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:
Включение родителей в образовательный процесс – один из ключевых аспектов всего процесса обучения и воспитания школьников, поэтому так важно отводить ему особое место.