Новости школы

Групповой чат

Занятие 2. Работа классного руководителя по профилактике правонарушений

Одной из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди обучающихся и повышения эффективности их предотвращения.

Правонарушения среди обучающихся могут быть самыми разными: жестокость, вандализм, агрессивность, насилие. Основная роль в решении этой проблемы отводится социальной педагогике. Хотя, конечно, решить её можно только комплексно, с привлечением всех педагогических работников. В частности классный руководитель должен принимать непосредственное участие в этом процессе, особенно в работе с детьми из «группы риска». 

Интеграция усилий общества может осуществляться только в рамках научно обоснованной социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего. Последовательные педагогические и воспитательно-профилактические воздействия должны быть обеспечены эффективными технологиями, формирующими личность с правильными жизненными ориентирами. 

Профилактика – это комплекс государственных, социальных, социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих разного рода социальные отклонения в поведении подростков.

П. С. Самыгин определяет профилактику как нравственное воспитание, в основе которого лежит формирование правовых ценностей в качестве идеологической основы у подрастающего поколения.

В свою очередь, Е. В. Змановская утверждает, что профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мер на различных уровнях социальной организации: национальном, правовом, социальном, экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом. 

Таким образом, профилактика правонарушений ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую часть времени учащиеся проводят в школе. 

Несомненно, профилактическая работа в образовательном учреждении начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Поэтому важными задачами  для классного руководителя являются следующие: 

  • направить деятельность учащихся, их социализацию в положительное конструктивное русло; 
  • дать дополнительные знания и новый  опыт, при этом нейтрализуя или хотя бы сглаживая отрицательные социальные воздействия. 

Решение данных задач осуществляется не только через взаимодействие  классного руководителя с  «трудными» детьми и их семьями, но и через сотрудничество с коллективом сверстников, социальным педагогом,  психологом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования и т.д. 

В план работы классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений должны быть включены такие формы работы, как  профилактические беседы, родительские собрания, посещения учащихся на дому, ведение дневника классного руководителя, где на детей из «группы риска» выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с учащимся и его родителями. 

Одним из важных компонентов  в системе  ранней профилактики правонарушений и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Именно контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов  в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися. 

Важное место в профилактической работе отводится организации досуга учащихся как одного из  направлений воспитательной деятельности, которое способствует не только проявлению творческой инициативы школьника, но и влияет на формирование законопослушного поведения. Широкая пропаганда среди учащихся и их родителей  правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Классный руководитель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с ним формирует личность ребенка, – это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Именно поэтому необходимо вырабатывать единые требования к воспитанию личности ребенка, организовывая педагогическое просвещение родителей.

Одним из важнейших направлений профилактической школьной  деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением  и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы как плана совместных действий по коррекции девиантности. В работу включаются все субъекты образовательного процесса: администрация, педагоги, психолог, медики, родители, сам обучающийся, общественность. 

Для организации эффективной профилактики асоциальных проявлений в школьной среде необходимо: 

  • убеждение всего педагогического коллектива в необходимости профилактической деятельности и личная ответственность каждого педагога;
  • отказ от декларативной формы общения с родителями и учащимися;
  • ориентация на проявление субъектной активности ребенка и взаимодействие с другими субъектами воспитания. 

Главная роль здесь отводится классному руководителю.

Говоря о практической составляющей профилактики правонарушений, необходимо осветить применяемые с этой целью формы и методы. В частности те, которыми оперирует в своей деятельности классный руководитель. 

Итак, к методам и приемам профилактики правонарушений в школе относятся

  • лекции, беседы, тренинги;
  • психологическая диагностика; 
  • встречи-интервью, «круглые столы», конференции;
  • совместные мероприятия с родителями учащихся. 

Говоря о содержании профилактической работы, обратимся к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение правонарушений;
  3. развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;
  4. охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
  5. обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;
  6. противодействие незаконной миграции;
  7. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  8. противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
  9. противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  10. обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  11. обеспечение экономической безопасности;
  12. противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий её возникновения;
  13. обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;
  14. обеспечение пожарной безопасности;
  15. предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  16. повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

В рамках внеурочной деятельности необходимо регулярно проводить профилактическую работу с учащимися. Содержание мероприятий должно способствовать реализации установленных Федеральным Законом профилактических направлений с целью достижения максимальных результатов. 

Индикаторами эффективности работы образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. Уменьшение числа детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете, ПДН.
  2. Снижение уровня подростковой преступности.
  3. Увеличение количества детей, вовлеченных во внеурочную занятость.
  4. Увеличение процента детей «группы риска», вовлеченных во внеурочную занятость. 
  5. Увеличение количества учащихся «группы риска», охваченных организованными видами оздоровления, отдыха и занятости в летний период.
  6. Увеличение процента учащихся, поступивших в ВУЗы и ПОО по выбранной специальности по итогам профориентационной подготовки обучающихся.