Новости школы

Групповой чат

Занятие 3. Правовое просвещение в школе: роль и формы организации 

Общественные устои современной России получили законодательное выражение в Конституции РФ 1993 года, которая закрепила, что Россия – демократическое, правовое государство (ст. 1 Конституции РФ). Именно правовое государство, включающее целый комплекс правовых характеристик, строит жизнь в обществе на качественно новых принципах, главным из которых является верховенство права. Чтобы жить по законам, необходимо не только знать закон, но и уметь его применять и осознавать последствия его нарушения как для личности в частности, так и для общества в целом. Именно правовая личность способна использовать право, формальную правовую свободу; реализует свою активность, права контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушений прав и свобод человека.

Школа, как социальный институт образования, играющий важную роль на этапе личностного становления учащихся, формирует правовую компетентность учащихся, которая становится решающим шагом на пути к правовой личности.

При оценке места и роли правового образования и воспитания в школе на современном этапе общественного развития предлагается исходить из потребностей школьников в получении знаний в области права; из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан; из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников. 

При этом правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. Правовые знания должны выступать не в качестве самоцели, а как необходимое средство воспитания и развития личности.

Правовое образование, формируя правовые установки школьников, позволяет ориентировать их на соблюдение и укрепление правопорядка, закладывает основы правовой воспитанности, способствует становлению правосознания, побуждающего личность к правомерным действиям и поступкам.

Педагогическая теория и практика условно выделяет три подхода к правовому образованию: 

  • предметный; 
  • интегрированный; 
  • институциональный. 

Подходы показывают, что непременными компонентами правового образования, выступающими в единстве и взаимосвязи, являются правовой уклад школы, правовые курсы (автономные и интегрированные в обществознании), внеклассная и внеурочная деятельность, правовое просвещение родителей.

Система мероприятий правового всеобучения включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. 

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», «Суд идет», комментарии специалистов к новому законодательству и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка, которые подразделяются на общие и специальные.

К общим методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитанников. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, способствующий росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как к ценностной установке широких слоев населения России.

Специальные методы правового воспитания используются правоохранительными органами. Это контрольно-воспитательные и надзорные меры, которые применяются к определенной категории граждан, склонной к совершению правонарушений в случаях, прямо указанных в законе.

Основные принципы правового воспитания – это связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

Таким образом, формы, средства, методы и принципы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Реализация программы правового воспитания

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

Реализация программы правового воспитания несовершеннолетних осуществляется в следующих направлениях:

  1. Социально-педагогическое: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя. Проведение мониторинга с целью анализа и выявления отклонений от нормы в правовом воспитании, а также коррекции возможных проблем.
  2. Управленческое: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными органами, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.
  3. Содержательное: главная цель – разработка эффективных методов правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.

Методы правового воспитания

Главный метод – беседа – проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания.

Следующий метод – деловая игра. Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников. Интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации.

Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний.

Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы, где формируются базовые понятия. В средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. В старшей школе необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. 

Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:

  • Формирование знаний о главных видах правонарушений.
  • Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция».
  • Формирование знаний о правах человека.

Нравственно-правовое воспитание учащихся проводится также на уроках истории, правоведения, литературы, экономики, где рассматриваются различные аспекты правового воспитания.