Новости школы

Групповой чат

Занятие 1.  Роль классного руководителя в современной школе

Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися. Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.

Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно-ориентированного подхода к ученикам. Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в вверенном классе.

Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) – учитель-предметник (реже – другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса. Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Он также создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей, защиты интересов детства.

В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Контроль над деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. 

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни; на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Классный руководитель реализует следующие задачи в своем классе:

  1. осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;
  2. содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
  3. организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
  4. вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей учащихся;
  5. помогает в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
  6. работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и дает наилучший результат при условии, если она проводится в определенной системе. 

Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Функции и содержание работы классного руководителя

  1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:
  • изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
  • изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;
  • анализ и оценка уровня воспитанности;
  • изучение и анализ становления и формирования коллектива класса.
  • Прогностическая функция:
  • предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
  • прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
  • прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
  • предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между учащимися, между педагогами и учащимися, педагогами и родителями учащихся и т.д.).
  • Организационно-координирующая функция:
  • помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
  • помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
  • организация взаимодействия с семьями учащихся;
  • помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами;
  • стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;
  • координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников различного профиля;
  • участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
  • Коммуникативная:
  • помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;
  • построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик» и т.д.;
  • помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

Непосредственно эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом.

Воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, сподвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

  • учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников;
  • определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса;
  • детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе;
  • разрабатывать и реализовывать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей;
  • определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе;
  • организовать дифференциацию обучения;
  • воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда;
  • разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий по формированию у обучающихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей;
  • своевременно информировать родителей об успеваемости их детей;
  • проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

Организация и воспитание классного ученического коллектива – это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремленный коллектив, классный руководитель создает предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своем классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – еще один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почетное дело – непосредственное воспитание детей и молодежи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.

1
Все коментарии