Занятие 15. Антитеррористическая безопасность и противодействие экстремизму в образовательной организации. Рекомендации по предупреждению террористических актов
Правовые основы, цели и принципы борьбы с терроризмом
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, правовое регулирование борьбы с террористической деятельностью осуществляется на основе следующих международных договоров:
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г., дополнения утверждены резолюцией 51/120 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г.).
- Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.).
- Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 16 декабря 1997 г.).
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (принята 1 марта 1991 г.).
Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. определены:
Основные принципы борьбы с терроризмом:
- законность;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
- комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
- приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
- минимальные уступки террористам;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Цели борьбы с терроризмом:
- защита личности, общества и государства от терроризма;
- предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация её последствий;
- выявление и устранение причин, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Кроме того, Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом» установлены:
- компетенции субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
- порядок и правовой режим проведения контртеррористических операций;
- порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, а также социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции;
- правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом;
- ответственность за участие в террористической деятельности;
- порядок контроля и надзора за законностью осуществления борьбы с терроризмом.
Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
Террористические угрозы
Термин «терроризм» происходит от латинского «terror» – страх, ужас. Именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма.
Особую опасность терроризм представляет для крупных объектов: образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств.
К основным угрозам террористического характера относятся:
- нападение на военные объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);
- взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы);
- похищение людей и захват заложников;
- захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;
- разрушение объектов, важных для жизни населения;
- вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);
- нарушение психофизического состояния людей;
- проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
- хакерские атаки на компьютерные сети;
- внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искажение общественного мнения, беспорядки в обществе;
- применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;
- отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
- искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
Реализация этих угроз может привести:
- к нарушению на длительный срок нормальной жизни города, региона;
- к созданию атмосферы страха;
- к большому количеству жертв.
Криминальные угрозы
К основным криминальным угрозам относятся:
- усиление криминального давления на жизнедеятельность общества;
- возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;
- переход под контроль криминальных групп банков, экономических, торговых и образовательных центров;
- коррупция в государственных, региональных и местных органах, а также в правоохранительных органах;
- влияние криминальных структур на рыночные цены – на продукты питания, стройматериалы, учебники и т. д.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются:
- недостатки исполнения законодательства как на федеральном, так и на местном уровне;
- недостаточный уровень обеспеченности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов к борьбе с преступностью;
- снижение уровня культуры и правосознания населения;
- ослабление социального контроля, например, в сфере миграции;
- слабая раскрываемость преступлений.
Все это приводит:
- к появлению атмосферы страха и неуверенности;
- к росту влияния преступных групп в населенных пунктах;
- к парализации воспитательного и образовательного процесса в образовательных организациях;
- к обесцениванию демократических ценностей в сознании обучаемых.
Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера. К угрозам социально-психологического характера в образовательной организации относятся:
- рост психологической напряженности вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе ОО, в семьях;
- повышение психологической напряженности из-за усиления ощущения социальной незащищенности: у детей – от невозможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности.
На этом фоне усугубляются:
- противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотивации;
- информационное навязывание «западных» стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей;
- «зомбирование» сознания людей через СМИ, например, рекламой и психотронными методами воздействия;
- правовой нигилизм, утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров;
- изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
- рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;
- рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
- формирование в СМИ культа богатства (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз террористического, криминального и социально-психологического характера в образовательной организации, являются:
- рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.;
- усиление криминогенных факторов и соблазнов;
- социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;
- отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;
- разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;
- снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет – соборность, западный – индивидуализм);
- ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;
- недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта населения (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т.д.);
- резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);
- агрессивность информационной видеосреды.
Реализация угроз психологического характера в ОО может привести:
- к нарушению психического здоровья;
- к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.
В условиях социальной напряженности и кризисных явлений происходит самовоспроизводство: одни угрозы становятся предпосылками для других, те – для третьих и так далее. Поэтому односторонний подход – борьба с одним из сегментов этого порочного круга – практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные явления.
Взрывчатые вещества и взрывные устройства
Основные методы защиты от угроз терроризма, в частности, от применения взрывных устройств (ВУ) должен знать каждый педагог. Рассмотрим некоторые принципы действия ВУ, их внешние признаки и возможные последствия применения.
Взрывоопасные предметы
Взрывоопасный предмет – устройство или вещество, способное при определенных условиях быстро выделять химическую, электромагнитную, механическую и другие виды энергии.
К основным видам взрывоопасных предметов относятся:
- авиационные бомбы (кассеты, бомбовые связки, зажигательные баки);
- ракеты и их боеголовки;
- снаряды, минометные выстрелы и мины;
- патроны;
- гранаты;
- торпеды, морские мины и пр.;
- инженерные боеприпасы;
- взрывчатые вещества;
- табельные, самодельные и другие устройства, содержащие взрывчатые материалы;
- химические и специальные боеприпасы.
Все взрывоопасные предметы подразделяются на четыре степени опасности.
Первая степень опасности (средняя):
- авиационные бомбы;
- ракеты;
- реактивные снаряды;
- выстрелы и снаряды артиллерии, минометные выстрелы и мины;
- боеприпасы ракетных комплексов и гранатометов;
- инженерные и другие боеприпасы без взрывателей или со взрывателями, но без следов прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (без нарезов на ведущих поясках или наколов капсюлей-воспламенителей, со сложенным оперением);
- инженерные боеприпасы и ручные гранаты;
- взрывчатые материалы без средств взрывания (инициирования).
Вторая степень опасности (высокая):
- боеприпасы всех типов со следами прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (с нарезами на ведущих поясках, со следами накола капсюля-воспламенителя или с раскрытым оперением);
- авиационные бомбы;
- боеприпасы, «зависшие» (не вышедшие из канала ствола, не сошедшие с направляющей и т. д.) при боевом применении;
- инженерные боеприпасы и ручные гранаты со взрывателями без предохранительных чек;
- самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправляемые) без элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости, взрывные сети со вставленными в заряды средствами инициирования;
- боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сейсмическими и другими неконтактными взрывателями, с источниками питания, не переведенными в боевое положение;
- боеприпасы всех видов со следами механического, химического, термического и других видов воздействия.
Третья степень опасности (весьма высокая):
- боеприпасы и взрывные устройства всех типов, установленные в неизвлекаемое или необезвреживаемое положение;
- боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сейсмическими и другими неконтактными взрывателями, с источниками питания и переведения в боевое положение;
- самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправляемые) с элементами необезвреживаемости и неизвлекаемости;
- взрывоопасные предметы, не поддающиеся диагностике.
Четвертая степень опасности (наивысшая): химические и специальные (в том числе на основе объемно-детонирующих систем) боеприпасы (боеголовки) в любом состоянии.
Все обнаруженные взрывоопасные предметы до их диагностики относятся к 3-й степени опасности.
Взрывчатые вещества
Взрывчатые вещества (ВВ) – это химические соединения или их смеси, способные взрываться под воздействием внешнего импульса (удара, накола, трения, нагрева и т.п.).
Они характеризуются скоростью взрывчатого превращения (скоростью детонации), количеством выделяющегося тепла при взрыве, составом и объемом газообразующих продуктов, их максимальной температурой, чувствительностью к тепловым и механическим воздействиям, физической и химической стойкостью, а также бризантностью, работоспособностью (фугасностью).
По своему составу ВВ делятся на взрывчатые химические соединения и взрывчатые смеси, а по назначению – на инициирующие (первичные) и бризантные (вторичные). К инициирующим ВВ относятся гремучая ртуть, азид свинца, тетразен, ТИРС. К бризантным ВВ относятся гексоген, октоген, ТЭН, тетрил, пикриновая кислота, некоторые типы аммоналов и аммонитов, пластичные смеси бризантного ВВ (гексогена, тетрила и др.) с пластифицированными добавками.
Большинство используемых сегодня ВВ являются в той или иной степени производными продуктами взаимодействия с азотной кислотой, которая, сама по себе не являясь ВВ, приобретает подобные свойства в соединениях с другими веществами.
В состав зажигательных устройств входят различные воспламеняющиеся и самовоспламеняющиеся вещества с большой температурой горения, такие, как бензины, масла, магнезии, фосфорсодержащие соединения и т.д. При взаимодействии они дают реакцию не взрыва, а горения.
Взрывные устройства
Взрывные устройства (ВУ) могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.
Взрыв может произойти и в результате срабатывания механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления. Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с ВУ в любой момент времени по команде, переданной по радио.
Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока. Распространены ВУ, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика, мобильного телефона или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда ВУ.
Например, в автомобиле ВУ может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и так далее. Взрыватель может быть установлен в выхлопном коллекторе двигателя, в глушителе. Замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры.
Могут использоваться также ВУ с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Такие ВУ срабатывают в заранее установленное время. При воздействии на ВУ срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.
Кроме того, во ВУ могут находиться взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия.
Способы маскировки ВУ:
- детские коляски;
- коробки из-под овощей и фруктов, кондитерских и кулинарных изделий;
- портфели, сумки, чемоданы;
- нательные «пояса шахидов»;
- автотранспорт (грузовой, легковой, крупнотоннажный), мотоциклы;
- инвалидные коляски;
- под видом грудного ребенка;
- радиотелефон, радиостанция;
- кино- и фотоаппаратура, плеер;
- детские игрушки и т. д.
В качестве прикрытия и для отвлечения внимания исполнители терактов могут использовать малолетних детей. Особую опасность представляют так называемые мины-сюрпризы, которые камуфлируют под привлекательные вещицы и подбрасывают на видных местах. Это может быть кошелек, авторучка, пачка сигарет, зажигалка, непочатая банка пива, свисток, курительная трубка, игрушка, магнитофон, приемник, кассета и т.д. «Бомба-сувенир» срабатывает либо при прикосновении, либо при попытке открыть или включить. Чаще всего такие сюрпризы привлекают внимание детей. Гибель ребенка вызывает не меньший резонанс, чем взрыв автобуса, и может являться самостоятельной целью террористов.
Вероятные места закладок ВУ и совершения диверсионно-террористических актов:
- государственные учреждения, органы власти и управления, больницы, школы, детские сады, культовые места и т.д.;
- объекты жизнеобеспечения;
- места массового скопления людей (метро, рынки, супермаркеты, дискотеки и т.д.).
Способы проноса ВУ:
- беспризорные дети;
- инвалиды;
- лица «БОМЖ»;
- террористы с измененным внешним видом;
- террористы в форменной одежде коммунальных, специальных служб, ЧОП и т.д.;
- террористы под видом семейных пар с малолетними детьми.
Демаскирующие признаки взрывных устройств, предметов и объектов подрыва
К признакам, позволяющим распознать взрывные устройства и предметы, относятся:
- наличие ВВ в конструкции ВУ;
- наличие антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ;
- наличие часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);
- наличие проводной линии управления;
- наличие локально расположенной массы металла;
- неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.);
- наличие теплового контраста между местом установки ВУ и окружающим фоном;
- характерная форма ВУ;
- необычный запах, жирные пятна на упаковке.
Объект подрыва – личный или служебный автомобиль
Основные места для минирования в машине – это сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие. Кроме того, мина может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.
Настораживающими признаками должны служить:
- появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля;
- остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона;
- натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля;
- устройство, похожее на антенну;
- чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;
- появившиеся неподалеку от автомобиля уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.п.
Почтовый канал
Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание ВУ при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т.д.
Например, ВУ в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки.
Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.
Взрыватели замедленного действия по истечении установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят ВУ в боевое положение, после чего срабатывание ВУ происходит мгновенно в случае любого из вышеперечисленных факторов внешнего воздействия.
Письма, бандероли и посылки с ВУ обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. К числу основных признаков относят следующие:
- толщина письма от 3 мм и выше, при этом в нем есть отдельные утолщения;
- смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон;
- наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов;
- наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов;
- наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.;
- наличие необычного запаха (смазки, жженой пластмассы и др.);
- «тикание» в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника);
- в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков (а тем более сразу нескольких) позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной «начинки».
К числу вспомогательных признаков относятся:
- особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т.д.;
- наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично», «секретно», «только директору (владельцу, председателю)» и т.д.;
- отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес;
- самодельная нестандартная упаковка.
Совпадение нескольких признаков повышает риск возможного взрыва.
Профилактический осмотр территории и помещений
Такой осмотр должны проводить по установленному графику как минимум два человека (по принципу «что пропустит один, может заметить другой»). В то же время не рекомендуется собираться в большие группы. По возможности не следует пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого ВУ. Чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами.
На открытой территории кроме специфических мест (для каждого конкретного объекта) в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, закрытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные коробки и электрощиты, водосливные трубы.
Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы, стены зданий, карнизы, крыши малоэтажных строений и т.п. Следует иметь при себе план осматриваемых помещений, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Это позволяет заранее предположить места возможных закладок.
Необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.д. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны.
Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатием выключателей и т. д.
В помещениях особое внимание нужно уделить таким местам, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства.
Проверяются также места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникационные линии.
Наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, где могут оказаться случайные посетители: торговые залы, секретарские комнаты, курительные комнаты, туалеты, комнаты отдыха, залы ожидания; места, где находится особо ценное оборудование, лакокрасочные и горюче-смазочные материалы, другие легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества. Такие места необходимо держать под контролем.
Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками, ограничивающими доступ. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т. д. следует повесить замки и опечатать их.
Рекомендации по предупреждению террористических актов
Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории образовательных организаций, их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов ЧС. В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОО рекомендуются следующие меры предупредительного характера:
- ужесточение элементов пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;
- ежедневный обход территории ОО и осмотр мест сосредоточения ценных или опасных веществ на предмет своевременного выявления ВУ или подозрительных лиц и предметов;
- периодическая комиссионная проверка складских помещений;
- более тщательный подбор и проверка кадров, индивидуальная работа с отдельными учащимися;
- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в ЧС;
- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации ОО при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.
Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи него и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций.
Также рекомендуется:
- изучить места возможного заложения ВУ, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей;
- знать в лицо работников коммунальных служб, обслуживающих ОО;
- не оставлять без внимания появление посторонних лиц, не имеющих отношения к ОО, их стремление обследовать объект, получить сведения о территории, режиме работы, сотрудниках и учащихся ОО;
- обращать особое внимание на стоянку возле ОО незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;
- своевременно устанавливать и ремонтировать системы оповещения и взаимной информации, кнопки тревожной сигнализации.
В интересах личной безопасности целесообразно обеспечить персонал ОО, учащихся и их родителей следующими рекомендациями:
- Избегайте выходить из дома и с работы/из школы в одиночку, т.к. передвигаться в группе всегда безопаснее.
- Сделайте так, чтобы учащиеся ходили в школу и из школы в сопровождении взрослых.
- Предупредите учителей, что ваших детей ни при каких обстоятельствах не могут встречать и отвозить домой посторонние люди, в том числе женщины.
- Предупредите родных и близких вам людей, чтобы они не пускали в дом незнакомых, никому не сообщали сведений о вашей деятельности, о местонахождении в данный момент, не принимали никаких пакетов или предметов, если не знают, от кого они присланы.
- Не открывайте двери незнакомым, в том числе лицам, выдающим себя за работников коммунальных служб, ремонтных рабочих, розничных торговцев и появляющимся без предварительной договоренности.
- Поддерживайте дружеские отношения с соседями. Пенсионеры и женщины, проводящие много времени возле дома, могут предупредить вас о подозрительных личностях, которые интересуются вами или вашей машиной, детьми, пытались проникнуть в дом и т. д.
- Обсудите с семьей, что делать, если кого-то из вас похитят. Сделайте необходимые распоряжения на этот случай, укажите номера телефонов, по которым надо звонить, разработайте свой «кризисный план». По возможности меняйте маршруты при поездках на работу и с нее. Опыт показывает, что преступники обычно держат свою жертву под наблюдением, чтобы выбрать подходящее место и время для нападения. Старайтесь ходить и ездить по оживленным дорогам, избегать пустынных улочек и проселочных дорог.
- Проверяйте, не преследует ли вас какой-либо человек или автомобиль; в машине закрывайте все двери на кнопки.
- Если вас остановили (например, ГИБДД), не выходите из машины, если место пустынное, а время суток темное. Машину держите на передаче, чтобы немедленно уехать в случае опасности. Если за вами следят из другой машины, немедленно свяжитесь с полицией. Всегда оставляйте машину в таком месте, чтобы она была под присмотром: на охраняемой стоянке, в поле зрения из окна, в гараже. Подходя к машине, убедитесь, что в ней никого нет, никто не спрятался на полу между сиденьями. Осмотритесь, нет ли неподалеку подозрительной компании. Иногда преступники «ловят» владельцев автомобилей именно в тот момент, когда они открывают двери, особенно в безлюдном и темном месте.
- Если вы обнаружили взрывоопасный предмет:
- не подходите близко к нему;
- немедленно сообщите о находке в полицию;
- не позволяйте случайным людям прикасаться к подозрительному предмету, пытаться его проверить или обезвредить.