Новости школы

Групповой чат

Занятие 8. Частные задачи и принципы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Методика логопедического воздействия при различных видах и формах речевой недостаточности использует все многообразие психолого-педагогических методов дошкольной коррекционной педагогики, однако сфера и особенности применения этих методов определяются спецификой речевого расстройства, структурой соотношения первичных и производных нарушений ребенка, его возрастными особенностями.

Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. В случае выраженных («тяжелых») нарушений речи важную роль играет перестройка речевой функции и формирование компенсаторных механизмов, замещающих нарушенное звено.

Логопедическое воздействие во всех его аспектах включает в себя: устранение дефекта (например, дефектов произношения, голоса); нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого расстройства (при выраженной дизартрии), а также преодоление вторичных влияний на личность и интеллект ребенка.

Огромное значение имеет предупреждение отсроченных проявлений системных речевых нарушений (при алалии, дизартрии, ринолалии и др.), проявляющихся наиболее отчетливо при обучении в школе.

При определении направления логопедического воздействия учитываются: 

  • совокупность этиологических факторов; механизм речевого нарушения; 
  • тяжесть ведущего нарушения; 
  • структурно-функциональная организация речевой системы при разных формах нарушения.

Большое значение для эффективного устранения речевого недоразвития имеет изучение соотношения коммуникативной и речевой способности ребенка. Основными показателями сформированности коммуникативных умений принято считать следующие: 

  • ребенок проявляет осознанный интерес к общению; 
  • ребенок активен, самостоятелен, обучается в полную меру своих речевых возможностей;
  • ребенок способен оказывать помощь партнеру по общению и прислушиваться к совету; 
  • ребенок критически относится к результатам общения, правильно «оценивает» вклад каждого участника.

В специальной методике обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) помимо взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности реализуется принцип комплексной и ситуативно-тематической организации речевого материала. Логопед преподносит детям в доступной форме фонетику (в рамках коррекции произношения), грамматику (корригируя аграмматизм), лексику родного языка (расширяя пассивный и активный словарь). Однако выбор фонетического, грамматического и лексического материала не является произвольным, он группируется вокруг типовой коммуникативной ситуации. Таких ситуаций огромное число, и при их отборе учитываются коммуникативные потребности детей, их сферы общения и цели коррекционного обучения. 

С «привязкой» к определенной ситуации лексических групп слов, грамматических конструкций и фонетики тесно связан принцип функциональности в отборе языкового материала. 

Основные направления формирования полноценной речевой деятельности дошкольников в процессе целенаправленного обучения и воспитания отражены в программно-методической литературе (С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова и др.). 

Разработаны логопедические технологии применительно к разным формам нарушений, направленные на адаптацию детей к интегративным условиям обучения, изложение которых выходит за рамки данной главы.